Глава Плюсского района Виталий Аршинов почти всю жизнь работает на государственной службе. До того как выиграть выборы в сентябре 2017 года, он почти 20 лет возглавлял управление Росреестра по Псковской области – крупную государственную структуру. Этот опыт помогает ему профессионально обсуждать проблемы руководства и областной столицей.
Сегодняшнее состояние Пскова, когда большинство жителей недовольно состоянием всей городской инфраструктуры, образовалось не за один день, а в течение продолжительного времени, говорит Виталий Владимирович. По его оценке, с первого взгляда видна масса проблем, но не видно, чтобы кто-то занимался их решением.
– О чём это говорит? О том, что в городе нет хозяйственника, который бы работал вдолгую, занимался проблемами, которые нужно решать сегодня и которые могут возникнуть завтра.
– И это при том, что глава города у нас девять лет у власти.
– Глава города девять лет у власти, но ситуация в лучшую сторону не меняется. Может, его можно оправдать тем, что везде разруха, везде нехватка денег? Но в Пскове не видно работы руководителей на долгую перспективу, когда, невзирая на критику со стороны и финансовые проблемы, власть из года в год проводит определенную линию в организации городской инфраструктуры.
– Может, городские власти просто не понимают, что нужно делать?
– В принципе, вы правы. Отсутствие хозяйственной практики, понимание своих задач не в том виде, в каком их ставит жизнь, – и вот результат. Может быть, господин Цецерский неплохой человек. Но как к хозяйственнику и главе города к нему масса вопросов, на которые, я думаю, ему очень сложно отвечать.
Скинуть всё на главу администрации, что, мол, он за всё отвечает? Но глава администрации работает по срочному договору, а некоторые губернаторы предлагали вообще трудовой договор заключать на один год – о чём можно говорить? Как можно в таких условиях готовить жизнь города к нормальному будущему? Поэтому тут все ясно: основная проблема города – это руководство.
– Давайте проиллюстрируем на конкретных примерах?
– Начнем с пресловутого полигона ТКО. Больше десяти лет тянулась эпопея закрытия действующей свалки, никто всерьез это дело не воспринимал, думали, что будут пролонгировать и пролонгировать. Но наступил тот критический момент, когда ни законодатель, ни надзорный орган дольше терпеть оказались не в состоянии. А надо было заниматься этой темой восемь-десять лет назад, готовиться.
Какой выход? Я считаю, что решение проблемы мусора находится в плоскости децентрализации. Должна быть разработана программа с источниками финансирования, чтобы в каждом муниципальном образовании был свой лицензированный полигон и соответствующая лицензированная система утилизации. И эта схема должна предусматривать не только покрытие в каждом муниципалитете своих потребностей, но и резервные возможности для форс-мажорных ситуаций на соседних территориях.
Чтобы создать такую систему, естественно, надо работать годами, а то порой и десятилетиями. Работали у нас в области? Нет.
– Давайте возьмем ещё одну проблему, которая беспокоит людей каждый день – дороги.
– Дороги – это не только проблема Пскова и Псковской области, это в целом проблема России. Здесь отсутствует внятная государственная политика. Разделение дорог на федеральные, региональные и муниципальные, как видим, результата не дает. Федерация вроде бы себя не обижает деньгами. Мы видим, как интенсивно идут строительные работы на федеральных трассах, как немного копошатся на региональных и вообще ничего не делают на муниципальных.
Задача очень проста – нужен стабильный, постоянный и надежный источник финансирования. Но дело доходит до абсурда. В дорожном строительстве пресловутый 44-ФЗ о государственных закупках оказывает свое негативное воздействие. По сути, мы собственными руками уменьшили финансовый год в России до полугода. Специально такое может сделать или враг, или не совсем умный человек.
– От руководителя города что-то зависит в этой ситуации?
– Вы понимаете, инфраструктура – это всегда цепочка. Работа должна быть вдолгую. Прежде всего, чтобы заниматься дорогами Пскова, нужно иметь соответствующий план по годам, что и как делать. Никто, например, не задумывался, что проблему пробок в городе можно решить в течение одного месяца.
– Расскажите как?
– Я не претендую на истину в последней инстанции, но полагаю, что существует реальная возможность сделать в городе круговое движение. Разработать схему, которая разгрузит внутренние дороги. Мы же знаем, что у нас в городе 200 тысяч населения и 100 тысяч машин. Это проблема. Её надо решать. Надо привлекать науку, надо разрабатывать систему, вводить её. Это же ненормально, что у нас на каждом перекрестке по светофору!
Этим должны заниматься специалисты. Но только что толку строить дороги, когда у нас в городе отсутствует ливнёвка как таковая? В некоторых местах просто образуются бассейны на месте дорог. Прошел дождь – проблемы, высохло – и опять забыли.
– На ваш взгляд, Псков обладает потенциалом стать современным европейским городом?
– Естественно. Но тут только наличия разумного хозяйственника во главе города будет мало. Это еще и финансы, и люди, жители самого города, которые осознавали и понимали бы, что они здесь живут и тоже за многое отвечают. Здесь и наш русский менталитет играет не последнюю роль, когда «моя хата с краю, ничего не знаю» и самое великое удовольствие – от того, что у соседа сдохла корова.
– Как вы думаете, при нынешнем объеме бюджета город Псков мог бы жить лучше?
– Естественно, к бюджетным расходам подход должен быть разумным. Но давать какие-то рекомендации городским властям я не осмелюсь по простой причине: я сейчас не знаю ситуации с внутренним исполнением бюджета. Знаю лишь одно: они пытаются что-то делать, но работы надолго не просматривается.
– Виталий Владимирович, вы долго возглавляли псковский Росреестр. Насколько эффективно город распоряжается землей в своих границах?
– Особых претензий к городу по распоряжению землей нет, потому что занимаемая территория для проживания достаточна. В своё время городские власти обсуждали вопрос о расширении границ города, но до конца дело не довели.
И сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда часть городской застройки находится на территории Псковского района. То, что администрации двух муниципалитетов не смогли договориться, создало проблемы для новоселов, которые живут в этих домах. Причем еще 10-15 лет назад было видно, что проблемы будут назревать.
С другой стороны, девяти тысяч гектаров, на которых расположен Псков, достаточно не только для многоэтажной, но и для малоэтажной, частной застройки. И тут столкнулись две вещи: затраты на индивидуальное жилищное строительство и экономические выгоды, которые ждут застройщика, если он строит многоэтажки. Здесь уже капитализм работает.
– Что вы могли бы пожелать псковичам?
– Одно пожелание жителям города Пскова – определиться. Не могу советовать, но выскажу свою точку зрения. Нужен всенародно выбранный мэр, который возглавлял бы исполнительную власть и был бы ответственен за всё, что происходит в городе. Вы понимаете, если у нас идут процессы централизации всего и вся, то игра в политику типа двухголовой системы управления только создает больше хаоса.
Нам нужен результат. Если нужен результат, тогда давайте отдадим власть в одни руки и с этой власти будем спрашивать. Я считаю, что двуглавая система управления Псковом себя не оправдала.
Беседовала Светлана ВЕТКИНА.