Проблемы в сфере ЖКХ в нашей стране давно переросли из технологической и экономической плоскостей в политическую, хотя это относится не только к сфере ЖКХ, но и к другим отраслям, таким как медицина, образование и так далее. Бестолковые и запутанные реформы только усугубляют ситуацию и еще больше запутывают дела. Основная же причина проблем в том, что рост тарифов опережает рост доходов населения.
Идеальное жилищно-коммунальное хозяйство должно быть невидимым для граждан. Конечная цель (и единственный заметный результат) — это создание комфортных и безопасных условий для проживания людей, обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры. То что в стране тема беспредела в ЖКХ постоянно обсуждается не только в СМИ, но и на федеральном уровне, говорит о том, что отрасль в кризисном положении. В чём же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?
Тарифы. Тарифы — самая актуальная проблема для большинства населения. Плата за коммунальные и жилищные услуги высока и непрерывно растет, становясь ощутимой статьей расходов для среднего класса и непосильным бременем для малоимущих граждан.
Помимо высокой стоимости, беспокойство и недовольство населения вызывает непрозрачность процесса формирования тарифов на услуги ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане не способны разобраться в механизме начисления платы. Запутанность схем создает благоприятные условия для процветания коррупции. Суммы платежей за пользование жильём многократно превышают фактический расход на его содержание.
Например, я с 2015 года пытался разобраться с тарифами на теплоснабжение на территории Невельского района. Я не смог получить исходных данных ни от ресурсоснабжающей организации, ни от администрации Невельского района. В результате длительной переписки с комитетом по тарифам и энергетике, заместителем губернатора Александром Кузнецовым и антимонопольной службой я выяснил, что на территории Невельского района можно ввести дифференцированный тариф, но это зависит от решения ресурсоснабжающей организации или её учредителя, администрации Невельского района.
Министерство строительства и ЖКХ России намерено до конца мая внести в правительство РФ предложение о введении индивидуальных тарифов для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Потребителям, исходя из времени потребления ресурса и прочих факторов, предложат самим выбрать удобную модель как минимум из трех вариантов, например «Эконом», «Стандарт», «Всё включено».
Верится с трудом, что нововведение поможет сэкономить. Жителям надо набраться терпения и приготовиться к очередной неразберихе в квитанциях. Я считаю, что внедрение новой схемы оплаты — это очередной реверанс в сторону ресурсоснабжающих организаций, но не помощь россиянам.
Однако рассуждать об этом пока рано, непонятно, на что в принципе направлена данная новация: на улучшение качества жизни или же цель — собрать побольше денег с граждан.
Я считаю, что первоочередная задача — это выполнение закона об энергоэффективности, согласно которому, например, приборы учёта должны стоять во всех домах и квартирах с 1 января 2012 года, что не выполнено до сих пор. Только после введения такой системы можно будет говорить о дифференциации тарифных планов, но почему-то Минстрой считает иначе.
Между тем, согласно свежему выпуску мониторинга экономической ситуации в Российской Федерации РАНХиГС, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в течение четырех лет росли вдвое быстрее доходов людей. В результате задолженность населения последние три года растёт угрожающими темпами. В 2015 году она составляла 135 млрд рублей, в 2016 году – уже свыше 250 миллиардов и более 600 млрд рублей – в прошлом году. Введение новых тарифных планов вряд ли позволит сократить эти цифры, зато рискует окончательно запутать людей.
Качество и объем услуг. Подавляющее большинство граждан недовольно качеством предоставленных услуг и считает, что оно не соответствует их стоимости. Одна из причин — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации — водопровод, канализация, газопровод, электросети — работают неэффективно и с большими издержками, потерями, которые оплачивают потребители.
В большинстве районов качество поставляемых услуг не отвечает установленным стандартам. Например, не соответствуют нормативам физические и химические характеристики воды.
Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ — откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии, например, для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются сотрудники без соответствующей квалификации. Для вывоза мусора, уборки в подъездах и на прилегающей территории нанимается меньше работников, чем заявлено. Существуют и другие причины, но все они возникают из-за отсутствия контроля со стороны государства.
Неконтролируемые предприятия жилищно-коммунальной отрасли. Государство в России не контролирует деятельность предприятий ЖКХ и качество услуг, предоставляемых ими населению. Отсутствуют рычаги воздействия, фактически нет ответственности за невыполнение обязательств по договорам.
Например, повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — ТСЖ. Но большинство граждан пассивны в организационных вопросах, у них низкая правовая грамотность. Так, на территории Невельского района владельцем и учредителем единственной и монопольной управляющей компании является родственница главы Невельского района. Это способствует возникновению коррупционных схем. Например, одна из самых распространённых – сговор заказчика и подрядчика, в результате чего реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг. Отсутствие государственного контроля приводит к тотальному развращению данной сферы.
Износ жилищно-коммунальных фондов. На 2017 год, по данным Правительства Российской Федерации, более 800 тысяч человек проживает в аварийном жилье, это страшные цифры. В аварийном жилье люди каждую минуту подвергают свои жизни опасности. Действующие программы расселения ветхих и аварийных домов не способны справиться с проблемой. Износ существующего жилья происходит быстрее, чем строится новое.
Каковы пути решения? Во-первых, я считаю, необходим государственный контроль. Невозможно переоценить роль государства в преобразовании системы ЖКХ. Необходимо:
- до конца выполнить положения закона об энергоэффективности;
- пересмотреть систему тарифообразования (максимальная простота и ориентированность на жителей);
- ввести правовую ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ;
- установить государственный контроль за качеством услуг, предоставляемых населению;
- ликвидировать монополию на рынке ЖКХ, создать и поддерживать конкурентную среду.
Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление коммуникаций повысит эффективность их работы. Необходимо выполнить в многоквартирных домах комплекс мероприятий по энергосбережению, установить или модернизировать приборы учета. Важно контролировать обновление жилищного фонда, вести строительство нового жилья для расселения ветхого и аварийного.
Контроль за качеством и стоимостью услуг. Общественные организации могут взять на себя функцию контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости конкретных услуг. Контроль за качеством работы коммунальных предприятий должны полностью на себя взять муниципалитеты и государство. Предприятия должны провести анализ рентабельности и себестоимости своих услуг. Необходимо понять, насколько эффективно работает та или иная служба, откуда берутся убытки и какими методами и средствами можно избежать неплатежей за жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время себестоимость услуг сильно завышена из-за старой системы формирования цены.
В сфере жилищного обслуживания накопилось действительно много серьезных проблем. Проведение государством жестких реформ в данной сфере и последовательное претворение их в жизнь под непрерывным общественным контролем способно изменить положение дел в положительную сторону.