Татьяна Пасман: «Государство должно работать на общество, а не наоборот»

Кандидат в депутаты Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва в составе региональной группы №1 (город Псков).

1427
татьяна пасман псковский кандидат яблока в областное собрание депутатов

Государство – это структура, предназначенная работать на общество, а не закрытая каста, для которой мы все – слуги. Я считаю, важно постоянно напоминать об этом людям.

Я родилась 22 июля 1962 года в Пскове, в родильном доме на улице Островского, где тогда появлялись на свет все псковичи.

Мои родители – псковичи во втором поколении. Папа, Борис Семенович, родился в 1935 году в Пскове, учился в школе №1. Почти всю свою взрослую жизнь (кроме двух лет после армии) проработал на Псковском электромашиностроительном заводе испытателем, ветеран предприятия. Мама, Евгения Емельяновна, родилась в 1934 году. Она 20 лет отработала на радиозаводе, а потом, как и папа, трудилась на Псковэлектромаше.

Я росла «заводским» ребенком: ходила в заводской детский сад №6, ездила с родителями на все мероприятия, которые проводил профком завода для его работников. Училась в псковской второй школе. До сих пор считаю ее лучшей в городе. Ее учителя помогали нам интересно жить и вовремя взрослеть. Благодаря им я до сих люблю узнавать новое. Хочется вспомнить поименно всех тех, кто помогал моему становлению. И это не будет просто перечисление. Называя имена Васильевой Манефы Анисимовны, Столяровой Антонины Васильевны, Гудковой Александры Борисовны и Фесенко (Силиной) Валентины Семеновны, я не только вижу лица своих учителей начальной школы и классных руководителей, но и вспоминаю слова, дела.

Александра Борисовна, будучи историком, подарила мне первую книгу по Псковскому краю, заинтересовала меня, а развила эту любовь уже Полетова Ольга Евгеньевна. Если умею логично мыслить, то это заслуга математиков – Курановой Александры Ивановны, Хвоиной Анны Максимовны и Монаховой Антонины Алексеевны. Любовь к чтению, литературный вкус формировали и поддерживали Валентина Семеновна (а ведь она – учитель физики, очень творческая натура) и учителя русского языка и литературы Екатерина Ивановна и Валентина Петровна.

Детские интересы, как мне кажется, были обычными. Больше всего я любила читать, была записана в две детские библиотеки (в Доме пионеров и в областную) и ходила туда практически каждый день. Были у меня и классические девичьи увлечения: танцы и музыка. Семь лет я провела в ансамбле «Аленушка» при Доме пионеров и пять лет училась по классу домры в музыкальной школе №1. Состояла в городском пионерском штабе. Такая активность помогла мне научиться общаться и планировать свое время. Родители давали мне возможность ошибаться, исправлять ошибки, учиться держать удар самостоятельно. Это очень помогает и сейчас.

В 1982-1987 годах я училась на историческом факультете в Псковском пединституте им. Кирова. Это был уже не юношеский порыв: я совершенно точно с первого дня я знала, что буду именно учителем истории. В институте у меня появился интерес к большой науке и к творчеству. Особенно нравилось писать в стенгазету «Историк», которая в то время была самой нестандартной, креативной, умной и феерически интересной. Ее возглавлял Лев Шлосберг. Мы не боялись в ней задавать острые вопросы, и ректорат всегда прислушивался к нашему мнению, реагировал. Это вдохновляло.

В институте я четыре года была старостой методического кружка СНО «История в школе». Мы организовывали поездки на самые известные художественные выставки в Москву и Ленинград, посещали уроки лучших российских учителей в этих городах, перенимали их опыт.

Впоследствии все это пригодилось как при написании дипломной работы, так и при создании учебного пособия по краеведению «Псковский край: путешествие в века». Эту книгу совместно с учителями псковской школы №23 И.С.Левиной и В.И.Германович мы писали более 10 лет.

В школах я проработала с 1987 по 1998 год. В 1999 году с должности методиста кабинета истории и права Псковского педагогического комплекса я перешла на должность заведующей кабинетом.

С 2005 года работаю методистом по истории, обществознанию и праву кафедры методологии постдипломного педагогического образования Псковский областной институт  повышения квалификации работников образования и одновременно координирую образовательные программы центра гражданского образования. В составе авторских коллективов я участвовала в создании учебников, методических пособий и рабочих тетрадей по обществознанию, истории и краеведению – их список займет не одну страницу, как и список научных публикаций. Я могу назвать себя экспертом в области школьного образования и преподавания истории.

Почему занялась политической деятельностью? Все очень просто. Хочу, чтобы все созданное за годы жизни и работы не утонуло в равнодушии и формализме. Сегодня все реализованные проекты используются только для отчетов и рапортов как экзотические позитивные факты. А я хочу, чтобы они стали точками роста и развития для Псковской области.