История с реконструкцией проспекта Ленина лишний раз убеждает, что великолучане – не какое-то там «население», а настоящие граждане. Общее возмущение изначально предложенным проектом переросло в реальное сопротивление. Город писал, фотографировал, снимал видео и выходил в прямые эфиры, высказывал мнения в соцсетях, участвовал в уличных собраниях и прорывался на общественные слушания (которые, к слову, и случились-то лишь потому, что волна возмущения стала слишком заметной). Еще не всё закончилось, общественный контроль ослабить нельзя. Но существенные изменения в проект ремонта проспекта Ленина всё же внесены.
«Это памятник трудовому подвигу послевоенного поколения»
В мае 2021 года состоялись очередные общественные слушания по изменениям проекта реконструкции проспекта Ленина (правда, с какого-то момента власти поменяли формулировку на «капитальный ремонт»). А активно обсуждаемой эта тема стала ещё в апреле 2020 года.
Напомним, что по начальному плану городские власти собирались вырубить три сотни лип вдоль главного проспекта города. Истребление такого количества деревьев аргументировали необходимостью ремонта проспекта Ленина с расширением проезжей части с двух сторон и организацией парковочных карманов для платной и бесплатной парковки вдоль проспекта общей площадью 740 кв. м.
А будет ли справляться оставшийся (и то не везде) ряд деревьев с шумом и пылью? Как рядом с такой «магистралью» в историческом центре Великих Лук будут чувствовать себя горожане? Эти вопросы чиновников, похоже, не волновали.
«На мой взгляд, реконструировать проспект надо, но не теми методами, которые нам предлагают. Приоритет должен быть за сохранением двойного ряда лип и газона между ними без всяких вырубок! Модернизировать сети под проспектом необходимо с помощью современных технологий, о них писали и говорили уже многие великолучане. И главное, надо помнить: проспект Ленина, особенно в полосе предполагаемой реконструкции – от центрального моста до площади Калинина, – уникальный памятник градостроения 1950-х – 1970-х годов ХХ века. Проспект Ленина – это памятник трудовому подвигу послевоенного поколения великолучан. Проспект Ленина – это история Великих Лук. А свою историю надо хранить бережно, нежно, в полном объёме», – уверен краевед, активный гражданин Великих Лук Владимир Николаевич Павлов.
И с ним согласны многие. Больше года запросов и жалоб в различные инстанции, критические публикации от тех, кому было не всё равно (должны отметить, в основном в социальных сетях, а не в СМИ, ведь «нельзя кусать руку, которая тебя кормит»). Это помогло отстоять большую часть лип, хотя растут сомнения, что оставшиеся деревья переживут вмешательство в их корневую систему.
Кроме того, в начальный проект внесены такие изменения:
1) ширина полос с 3,5 м изменена на 3,25 м;
2) разделительная полоса 1 м заменена двойной сплошной (30 см);
3) ликвидированы парковки.
С шириной проспекта полная неразбериха
Несмотря на прошедшие в мае общественные слушания, вопросы по проекту полностью не закрыты. Кстати, это говорит и о качестве организации этого важного публичного мероприятия. Прорваться на общественные слушания горожанам было непросто. Ограничения в связи с ковидом (а значит, число участников), проход туда приоритетно приглашённых лиц и лишь потом – в порядке живой очереди и пока не закончатся места для простых жителей Великих Лук.
Важный вопрос: на сколько метров в итоге будет расширен проспект Ленина? Изучив документацию и чертежи, активисты-общественники подсчитали, что проезжая часть в новом варианте проекта составит 14,8 м.
Однако до общественных слушаний в проходной администрации города для ознакомления лежал проект, в котором указывалась ширина 16 м, такой же был опубликован в местных газетах. Как рассказали нам общественники, попавшие на слушания, им раздали распечатки проекта с указанной шириной 13,5 м. На словах представитель проектной организации также заявил, что ширина будет 13,5 м.
В итоге великолучане так и не увидели проект с печатями и подписями, который бы подтвердил ширину проспекта 13,5 м. Такая вот неразбериха.
«Реконструировать собираются в два этапа за два года. Так вот, должны быть прописаны в договоре чёткие сроки начала и завершения работ каждого этапа. Чтобы не получилось как с печальной стройкой на площади Калинина», – обращает внимание на самую больную точку всех последних крупных строек Великих Лук Владимир Павлов.
«Ожидание транспортного коллапса повергает горожан в шок»
Депутат Псковского областного Собрания Всеволод Козловский обращает внимание на ещё один момент: «Реконструкция проспекта Ленина – это очередной проект Николая Козловского и его команды, который вводит в оцепенение здравомыслящих великолучан. После продления срока строительства подземного перехода на площади Калинина люди не ждут ничего хорошего от расширения главной улицы города и открыто делятся своим мнением в социальных сетях.
Ожидание затяжного транспортного коллапса повергает горожан в шок, и оно не беспочвенно. Направленное бурение для укладки коммуникаций, которое могло бы позволить не закрывать проспект полностью, напрочь отвергнуто администрацией. А знаете почему? Всё очень просто. Никто не в силах сосчитать количество перемещённого грунта. Земляные работы – верный источник подзаработать мимо кассы. Об удобстве и создании максимально комфортных условий для великолучан никто не задумывается. Алчность и жадность превыше всего. Это лично моё мнение», – говорит депутат.
При этом надо понимать, что противники проекта «капитального ремонта» проспекта не против прогресса. «Мы против расширения и вырубки лип. Мы за ремонт тротуаров и проезжей части», – говорят великолучане.
Как раз предложенный властями проект – это устаревшие идеи, которые приводят к увеличению автомобилизации города, считают активисты. Европейские страны переболели подобными решениями давно. В итоге там появились законы, ограничивающие трафик, парковку, скоростной режим. Главным приоритетом стало развитие альтернативных видов транспорта – комфортного общественного транспорта, развитой велосипедной инфраструктуры. А основной автомобильный трафик пустили по объездным дорогам.
В генпланах Великих Лук 1960-х годов ХХ века предполагался именно этот путь развития города: пустить трамвай по проспекту Ленина, а основной поток транспорта увести на объездную дорогу. Сейчас же его намерены пустить через исторический центр Великих Лук.
«Мы уверены, что не нужно повторять чужие ошибки. У города нет ресурсов, чтобы пройти все этапы безобразия, а в будущем сужать проспект и закапывать подземные переходы», – считают активисты.
Ирина АМЕЛИНА