Святые при жизни

Подвижники псковской сельской культуры приносят радость людям в самое безрадостное время

1843
Дарина Дементьева.

Волна «рационального подхода к расходованию средств», накрывшая сельские учреждения культуры с 2004 по 2015 год, снесла множество сельских домов культуры, небольших музеев и библиотек. Сначала они попали под нож оптимизации, затем угодили в миксер филиализации. И всё это с приправой в виде подушевого финансирования.

В каком состоянии сельская культура находится сейчас, чего лишилась и что приобрела после пережитых манипуляций? И есть ли вообще жителям районов Псковской области дело до пищи духовной?

«Всё равно умудряемся творить»

Директор Новоржевского районного культурно-спортивного комплекса (РКСК) Дарина Дементьева переехала в Псковскую область пять лет назад и считает этот срок незначительным для того, чтобы глубоко вникнуть во все перипетии культурной жизни муниципалитета. Однако с главной трудностью ей уже пришлось столкнуться по полной.

«Проблема нашей культуры заключена в подушевом финансировании, – коротко даёт оценку Дарина Александровна. – Количество людей, живущих в регионе, тает на глазах, следом тает и финансирование. Но мы всё равно умудряемся творить. Летом готовим новый интересный проект, визитную карточку района – Праздник русской балалайки, посвящённый известному музыканту, уроженцу этих мест Борису Трояновскому. Планируем провести его 4 июля».

Деревни и малые города, уверена Дарина Дементьева, испытывают «лютую необходимость» во всевозможных центрах и домах культуры, которые становятся настоящими точками притяжения для местных жителей от мала до велика. «В городе люди пресыщены, могут себе позволить выбирать или не выбирать вовсе, но при этом всё равно оказаться в центре событий. На селе калейдоскопа событий нет, зато есть потребность самовыражаться, влиять на культурную жизнь. Здесь народ хочет и может участвовать буквально во всём», – отметила руководитель комплекса.

Одним из культурных столпов Новоржевского района стал народный театр с более чем 130-летней историй. «Это просто потрясающее явление. Сейчас там занимается более 50 человек. Для нашего района это весьма приличная цифра. Причём люди самых разных возрастов», – рассказывает опекающая артистов Дарина Дементьева.

Театр выступает не только в Новоржеве, но и гастролирует и в своём районе, и в других муниципалитетах. Пустых залов не бывает, у этой труппы всегда аншлаги.

На базе РКСК действует и вокальный фольклорный ансамбль «Новоржевские скобари»: «Замечательный самобытный коллектив, душа района. В прошлом году отметил 30-летие. А начиналось всё с того, что энтузиасты ездили по окрестным деревням, беседовали с бабулечками и по крупицам собирали у них песни».

Новоржевцы не только потребляют готовый продукт, но и предлагают помощь в наполнении событийного календаря. Предложений от местных талантов исходит много: вокалисты готовы давать сольники в сельских ДК, театралы и волонтёры с удовольствием выступают для малышей в детсадах.

Коронавирус градус активности на селе, конечно, снизил, но на паузу культурную жизнь не поставил. Вынужденная передышка стала катализатором для новых идей. «Поскорее бы вырваться из плена пандемии, – мечтает Дарина. – У всех нас множество планов, которые ждут не дождутся, чтобы их воплотили!»

Алевтина Жукова.

«До этого детей развлекали взрослые, сейчас наоборот»

Директор Пустошкинского районного центр культуры Алевтина Жукова (у неё 20-летний опыт работы в этой сфере) с коллегой из Новоржева соглашается, отметив, что подушевое финансирование – «очень печальная история», так как худо-бедно покрывает только зарплату работников, и то «зачастую денег не хватает». Справляться приходится с помощью районной администрации.

«На содержание учреждений культуры, не говоря уже про модернизацию, денег просто нет. Да и того, что выделяют на зарплату, по-хорошему хватает на двух-трёх специалистов, которые, получается, должны тащить на себе абсолютно всё. Это неприемлемо, поэтому я уверена, что культура должна финансироваться другим способом, по другой системе», – заявила директор центра культуры.

По словам Алевтины Жуковой, года, который она провела на посту руководителя, «очень мало» для того, чтобы до конца понять культурный запрос местных жителей. К тому же год директорства пришёлся на пандемию коронавируса.

«Но могу сказать точно, что наши самые активные «потребители» – дети и подростки, – поделилась директор центра. – Со сложностями, согласованиями, но мероприятия для них мы проводим и сейчас. У нас много детских и взрослых ансамблей. Недавно появилась детская театральная студия, которая пользуется просто бешеной популярностью. Студия выпустила уже несколько мини-спектаклей. Люди откликаются, приходят, зал заполняется, отзывы остаются самые положительные».

Сельской культуре, уверена Алевтина Жукова, не хватает новых форм подачи материала, не привычных сборных концертов из разряда «Алё, мы ищем таланты!», а современного подхода.

«Сейчас мы активно над этим работаем и постепенно внедряем новинки. Людям нравится, отклики это подтверждают. К критике, конечно, тоже прислушиваемся, что-то меняем, – рассказала директор. – В октябре провели День автомобилиста, весной – День смеха и День предпринимателя. Такие вот познавательные нескучные встречи. Детские мини-спектакли, о которых я уже упомянула, идут просто на ура. До этого детей развлекали взрослые, сейчас наоборот. Организуем квизы (интеллектуально-развлекательные игры) по фильмам, проводим множество любопытных онлайн-мероприятий. Мы работаем для людей».

Надежда Сингатуллова.

«Бывает, удаётся обходить на поворотах крупные музеи»

«Оптимизация «съела» сотрудников… – констатирует директор Гдовского музея истории края Надежда Сингатуллова. – Если раньше, ещё в начале двухтысячных, 25 марта, в День работника культуры, со всего района собиралось огромное число людей, то теперь для общего сбора достаточно было бы маленького музейного зальчика».

В результате работать приходится за себя и за того парня. «Нагрузка просто неимоверная. Я толком не могу уйти ни на выходные, ни в отпуск. Штат музея сократился просто критически. Есть я, смотритель, вакансия научного сотрудника и незанятые полставки уборщицы», – рассказала Надежда Сингатуллова, музейный работник с 30-летним стажем.

Помимо собственно музейной деятельности, приходится заниматься также экскурсиями по городу и району для туристов из столиц и местных групп. К тому ж недавно в музее отремонтировали второй этаж, площади расширились, появилась задача подготовки новой экспозиции.

Но, по словам директора музея, усложнения и прессинг активно подстёгивают работу мысли. «Ещё в двухтысячных я научилась писать проектные заявки, и вот теперь мне нет покоя: как только какой-то конкурс, моментально включаюсь, ночами пишу проекты. Бывает, удаётся обходить на поворотах более крупные музеи, выигрывать гранты. Эту деятельность я рассматриваю не только как дополнительный источник финансирования, но и как способ самореализации: мне интересно. Я люблю свою работу и считаю, что мне повезло», – поделилась Надежда Сингатуллова.

В Гдове музей был и остаётся центром притяжения. Сюда приходят посмотреть и пообщаться: при музее действует клуб старожилов и клуб цветоводов. «Мы организуем много презентаций, выставок. Причём люди не остаются сторонними наблюдателями, а с удовольствием во всём участвуют. Вот перед самой пандемией состоялась выставка фотографий домашних животных. Гдовичи принесли более 250 портретов питомцев. Успех был ошеломительный!» – рассказала Надежда Сингатуллова.

Пару лет назад директор организовала горожан на «Зелёный субботник». В мероприятии благодаря активной позиции Надежды Сингатулловой принял участие каждый десятый житель Гдова: «Пришли ну просто все! Получилось сделать очень многое. Но, помимо уборки, задача была организовать встречу поколений. Удалось. Пенсионеры рассказали детсадовцам очень личные семейные истории, сделав Гдов ещё роднее и понятнее».

К людям нужен правильный подход, констатировала Надежда Сингатуллова, «если отделываться объявлением-приглашением на двери, нужного эффекта не добьёшься».

Анастасия ОРЕХОВА