8 октября 2020 года в Пскове был открыт памятник Савве Васильевичу Ямщикову – реставратору всея Руси, московскому псковичу, защитнику русской культуры, сердцем которой он считал Псков. Многие годы С. В. Ямщиков жил этим городом, боролся за него и умер здесь 19 июля 2009 года.
Гражданин Пскова
За два дня до его смерти Псковская городская Дума принимала очередное решение о присвоении звания «Почётный гражданин города Пскова». Среди пяти фамилий кандидатов было имя реставратора, но депутаты не нашли в себе сил сделать почётным гражданином города человека, который бескомпромиссно воевал за псковские памятники. Воевал в том числе с ними, ведь это был тот самый созыв городского парламента, который почти единогласно узаконил нарушение охранных зон Покровской башни и позволил построить за её спиной высотный дом, испортивший историческую панораму. Так теперь он и «семафорит» псковичам и гостям города, любующимся на Покровку со стороны Мирожского монастыря.
В 2010 году, спустя полтора года после ухода Саввы Васильевича, над Покровской башней был восстановлен шатёр – до этого она пятнадцать лет стояла обезглавленная после пожара середины 90-х годов XX века. Именно Савва Ямщиков говорил молодому псковскому губернатору Андрею Турчаку: «Восстановишь Покровку – восстановится Псков». И покровский шатёр восстановили. Памятник Ямщикову теперь стоит совсем рядом с Покровским углом, в сквере на ул. воеводы Шуйского. Но 8 октября среди тех, кто пришёл к нему, Андрея Турчака не было, как, впрочем, и других высоких официальных лиц.

Дело в том, что открытие состоялось в день рождения Саввы Васильевича, как того и хотели его вдова Валентина Михайловна Ганибалова, его друзья, его соратники, люди, которые собирали деньги на памятник. Но, по всей видимости, эта дата – 8 октября – не вписалась в график тех самых высоких лиц. Во всяком случае, накануне, 7 октября, на сайте Псковского агентства информации неожиданно появилось сообщение о переносе торжественного мероприятия (причём почему-то со ссылкой на настоятеля Мирожского монастыря), а потом под давлением недоумевающих граждан – уточнение, что открытие всё же состоится, но «народное» (да, вот так – в кавычках). Хотя заявление супруги реставратора Валентины Ганибаловой было абсолютно ясным: «Памятник строился на народные деньги, поэтому и открытие будет народным, в день рождения». В своем разговоре с депутатом Псковского областного Собрания Львом Шлосбергом, который также был приглашен на открытие, Валентина Михайловна выразилась еще более определенно: «День рождения Саввы, как и Новый год, не переносится».
Тем не менее 14 октября планируется ещё одно – видимо, уже не такое народное, зато с возможным участием министра культуры РФ Ольги Любимовой и прочих важных гостей. О нём наверняка ещё напишут все официальные СМИ, лишь вскользь упомянувшие событие 8 октября. Родные и близкие, друзья и коллеги Саввы Васильевича на двусмысленности ситуации сосредотачиваться не стали. Сам Ямщиков наверняка бы сосредоточился – публично, громко, невзирая на чины и звания. Многие пришедшие на народную церемонию помнят, как в 2003 году со сцены Псковского академического театра драмы имени Пушкина он назвал решение установить в Пскове два памятника княгине Ольге идеей, «достойной города Глупова». Псков действительно часто преследует эта болезненная двойственность: два памятника святой равноапостольной княгине, два памятника солдату Первой мировой, две доски памяти Героя России Александра Доставалова (открыты были с разницей в один час), памятника Ленину, кстати, тоже два, но это уж отражение былых исторических реалий. На этом фоне два открытия одного памятника Савве Ямщикову уже выглядят прогрессом.

Видите его посох?
На первое народное открытие 8 октября в Псков приехало и пришло более 100 человек. Хотя Валентина Ганибалова думала, что псковских гостей будет человек 20, но их оказалось значительно больше, собрались все, кто узнал о событии и смог прийти. Импровизированной церемонией, без микрофонов, перерезаний ленточек и снятий покровов с памятника руководил президент Фонда изучения наследия П. А. Столыпина Павел Пожигайло. Столыпинский фонд и Фонд святого преподобного Серафима Вырицкого собрали средства на памятник, проведя благотворительный аукцион (и Павел Пожигайло отметил большую роль в этом Игоря Гаврюшкина, который также прибыл на народное открытие памятника).
Всё получилось как задумывалось: памятник встал рядом с тем местом, где, как вспоминали друзья, Савва Ямщиков обручился с Псковом на съёмках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, консультантом которого был. Невероятно интересно было слушать воспоминания народного артиста России Николая Бурляева о Савве Ямщикове, о Пскове, в котором артист не был 50 лет, о знаменитой кузнице псковского реставратора Всеволода Смирнова в звоннице храма Успения с Пароменья и даже о ночных заплывах через Великую, участвовать в которых было не страшно только потому, что рядом был могучий Савва.
Собравшиеся внимательно слушали псковского писателя Валентина Курбатова, просившего запомнить и рассказать детям и внукам о посохе, который теперь навсегда держит в руках Савва Ямщиков. Это посох, сделанный поэтом, Героем Социалистического Труда Михаилом Дудиным для хранителя Пушкинского музея-заповедника (и тоже Героя Социалистического Труда) Семёна Гейченко. Семён Степанович подарил его Ямщикову, этот посох был любимым у Саввы Васильевича, на него он опирался и им грозно стучал во властных кабинетах.
Жена реставратора Валентина Ганибалова говорила о том, что три четверти жизни её муж провёл в командировках по России, но Псков для него стал «городом городов». Теперь этот город под его вечным присмотром: многие отмечали, что скульптор Михаил Плохоцкий удивительно точно передал характер Саввы-воина, этот поворот головы, суровый взгляд, под которым невозможно лгать – хотя бы самому себе. Под этим взглядом сразу вспоминаешь (и об этом говорили многие друзья): Савва Васильевич Ямщиков прожил свою жизнь набело, не тратя того самого драгоценного времени на страх и компромиссы. Он был человеком культуры и человеком сопротивления. Сопротивления тому злу, которому только культура и может противостоять.

А музей Всеволода Смирнова видите?
И взыскующий взгляд Ямщикова уже сделал своё дело: директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров вдруг обратил внимание, что в этом, теперь таком благоустроенном, уголке Пскова на пересечении улиц Свердлова и Воеводы Шуйского стоит какой-то неприглядный, очень запущенный домик. Стоит прямо напротив памятника Савве Васильевичу. Нельзя ли с ним что-то сделать?
Среди псковичей пронёсся вздох. Короткие пояснения пришлось давать псковскому соратнику Ямщикова Льву Шлосбергу: Юрий Мудров говорил о «доме кузнеца» – так много лет в Пскове называли здание по адресу ул. Карла Либкнехта, 16/2 (ныне Воеводы Шуйского). Это памятник регионального значения и последнее пристанище кузницы Всеволода Петровича Смирнова. Когда его кузницу, в которой бывал весь цвет интеллигенции Советского Союза (и не только), епархиальные власти (дело было при ныне находящемся на покое епископе Евсевии) выселили из звонницы Успения с Пароменья, Всеволоду Петровичу дали это здание. Много лет его последователи, псковские кузницы, вдова Смирнова Наталья Рахманина мечтали устроить здесь музей памяти выдающегося псковского реставратора, архитектора, художника, близкого друга Саввы Ямщикова. К этой теме много лет последовательно возвращалась газета «Псковская губерния», о музее мечтали защитники исторического Пскова. В этом доме в 2010 году сын Всеволода Смирнова Дмитрий Смирнов выковал прапор для восстановленного шатра Покровской башни.
Для музея есть (или уже надо говорить «было»?) всё: план дома, проект его реконструкции и музеефикации, материалы для экспозиции. Более того, были энтузиасты, готовые взять дом в аренду: гостевой дом «У Покровки» хотел инвестировать средства в восстановление дома, устроить там музейную экспозицию памяти Смирнова, авторскую чайную Дениса Шумакова и небольшой туристический центр – что-то вроде «остановки» для экскурсоводов и туристов, где можно было бы отдохнуть, следуя по самым интересным и длинным туристическим маршрутам Пскова. Но… Псковская городская Дума сначала передала дом в ведение городского парка культуры и отдыха имени А. С. Пушкина, а потом дала парку разрешение на его продажу, каковая и состоялась. Прошло уже около пяти лет. Хостел или питейное заведение, как того опасались псковичи, там пока не открыли. С домом ничего не сделали (сейчас можно сказать, что к счастью).

Фото Ирины Голубевой.
Напротив дома теперь стоит Савва Васильевич Ямщиков со своим тяжёлым посохом. И на этот дом будут смотреть высокие столичные гости. Возможно, как мы уже отмечали, министр культуры РФ Ольга Любимова и первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак, который, надо отдать ему прежнее должное, к словам Ямщикова прислушивался. Выдержат ли они взгляд Саввы, который не преминет напомнить о судьбе наследия Всеволода Смирнова?
Кстати, ещё один бывший псковский губернатор Владислав Туманов напомнил, что в Пскове сегодня нет памятников многим его отважным защитникам и хранителям: Юрию Спегальскому, Всеволоду Смирнову, Борису Скобельцыну, Михаилу Семёнову, Елене Морозкиной… А они, наверное, могли бы собраться теперь у Саввы. Может, на тех скамеечках, что окружают его памятник. Эта идея, безусловно, требует серьёзной проработки. Не факт, что она может быть воплощена именно так. Но бронзовый Ямщиков уже не даст забыть о ней. И о музее Смирнова – тоже. Он продолжает создавать свой «Музей друзей» – так называлась последняя выставка, организованная Саввой Васильевичем в Псковском музее-заповеднике за несколько дней до ухода…
И в тот же день, 8 октября 2020 года, в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова» – своеобразного центра памяти реставратора, который создан усилиями президента Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентином Эльбеком. У этого музея есть стены, но нет границ. Савва Васильевич Ямщиков, вставший у Покровского угла в Пскове на свой вечный пост, позаботится об этом.
Под его присмотром будет жить город, будут жить псковичи. Будут жить и те, кто невольно вошёл в историю рядом с его именем, вопрос – в каком контексте. Ведь иногда время расставляет всё на свои места куда быстрее, чем мы предполагаем.
Елена ШИРЯЕВА