Великие Луки встретили 850-летний юбилей без главного подарка – без путепровода. Сейчас это можно констатировать абсолютно точно. Амбициозные планы по мере их воплощения существенно изменились. Так, если изначально была задумка осуществить переход через железную дорогу, разделившую Великие Луки на две части, чуть ли не в 2016 году, то в постепенно задача мутировала до «хотя бы возобновить работы по строительству путепровода».

Эту задачу – по возобновлению работ – выполнить удалось.

Напомним кратко хронологию этой стройки.

Независимое банкротство

В 2008 году о проекте предметно заговорили в самих Великих Луках. К 2010 году был готов проект. Было понятно, что самостоятельно город не потянет такое сооружение, но проект получил федеральное финансирование. 10 сентября 2014 года министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов и губернатор Псковской области Андрей Турчак заложили первый камень. Глава Великих Лук Николай Козловский выразил уверенность, что «этот подарок будет по достоинству оценён горожанами».

В ноябре 2014 года прошло общественное обсуждение строительства путепровода.
На государственном конкурсе был выбран подрядчик – ОАО «Мостостроительный трест № 6» (Санкт-Петербург). На протяжении нескольких месяцев, с марта по июль 2015 года, можно было наблюдать активную фазу строительства. А потом подрядчик впал в предбанкротное состояние.

– В силу причин, которые не зависят от нашего региона, компания, ведущая строительство, находится в предбанкротном состоянии. Мы требуем расторжения контракта, – пояснил Андрей Турчак 1 декабря 2015 года.

Расторжение контракта шло через суд. Решение вступило в законную силу в мае сего года.

Готовность объекта в результате усилий обанкротившегося подрядчика составила около 20%.

Праздник не ради праздника

25 мая в Псков прибыл полпред президента по Северо-Западному федеральному округу Владимир Булавин. И речь шла уже не о том, чтобы сдать путепровод к 850-летию Великих Лук, а о том, чтобы возобновить на объекте работы.

Тут был интересный нюанс. Губернатор Андрей Турчак отчитывался полпреду о том, что в рамках подготовки к юбилею возведено 16 объектов на сумму более одного миллиарда рублей. На официальном сайте региона сначала (видимо, по ошибке) была размещена «оптимистичная» версия губернаторского доклада. Внимательные журналисты портала iLuki.ru с некоторым удивлением прочитали, что «… в стадии завершения находятся строительство автодорожного путепровода через железную дорогу и терапевтический корпус больницы». Сходили на место, сфотографировали «стадию завершения» – торчащие посреди поля в воде железные прутья свай.

Полпреду же губернатор озвучивал другую версию доклада – «реалистичную».

– Юбилей в Великих Луках – это не просто праздник ради праздника. Есть объекты, которые будут вводиться после праздника, – отметил глава региона. – В частности, планируется завершить строительство путепровода в ноябре 2017 года, провести реконструкцию двух общеобразовательных школ, построить Центр по подготовке велосипедистов и 25-метровый бассейн.

Правда, и этот вариант доклада не доказал свою реалистичность: в заключённом позже контракте сроком окончания работ обозначен IV квартал 2018 года.

Консервация наоборот

Заключая новый контракт, поменяли не только подрядчика, но и заказчика. Теперь распорядителем бюджетных средств вместо управления ЖКХ администрации Великих Лук стал Госкомитет Псковской области по транспорту. Новый заказчик решил организовать обсуждение вопроса и пригласил всех желающих к себе – в Псков.

Великолучане были обескуражены, узнав, что общественное обсуждение строительства великолукского путепровода пройдёт в Пскове.

Суть же «псковского» обсуждения великолукской проблемы свелась к следующему заголовку на официальном сайте органов исполнительной власти Псковской области: «Ситуация со строительством путепровода в Великих Луках требует безотлагательных мер».

15 июня на сайте госзакупок был объявлен новый конкурс на выполнение работ по строительству автодорожного путепровода через железную дорогу. В контракте по-прежнему в качестве цели реализации проекта указано «развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Псковской области и г. Великие Луки».

Изначальная сумма контракта составляла 2 млрд 111 млн 971 тыс. 594,00 рубля, в результате торгов удалось сэкономить немногим более 50 млн рублей.

Сам контракт был заключён 20 июля 2016 года. Подряд достался ООО «Строительная компания «Балтийский берег» с пропиской в городе Пушкине Ленинградской области.  География объектов, где работает компания, – от Псковской и Ленинградской, Вологод-ской, Новгородской областей до Ярославской области и Москвы.

Рабочие вышли на площадку в первых числах августа и взялись за расконсервацию объекта. Руководство процессом на месте «по привычке» взяло на себя управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Великих Лук.

Всё снова идёт «динамично» – и с полной прозрачностью.

* * *

– Подрядчик выбран достаточно удачный, – говорил про нынешнего банкрота, «Мостострой №6», глава Великих Лук Николай Козловский на встрече с губернатором в марте 2015 года. – Он приступил к работе достаточно динамично. Есть понимание самого проекта: как, в какие сроки строить – поэтому здесь есть определённая уверенность в том, что те средства, которые сегодня выделяет нам правительство, будут освоены вовремя.

Чем это кончилось, все уже увидели: юбилей Великие Луки отметили без путепровода.

Следующий юбилей случится теперь нескоро. Так что, может, уже не так важно – годом раньше или годом позже в Великих Луках будет, наконец, построен путепровод. Пока же никаких гарантий этого нет.

Ольга ВОЛКОВА.