Память о городе роз и фонтанов

59
В пояснительной записке к Генплану Великих Лук 1944 года планируемая площадь внутриквартальной зелени на одного жителя – 31 кв. м, а общей зелени – более 70 кв. м. Если верить данным на сайте городской администрации, в настоящее время обеспеченность зелёными насаждениями одного жителя города составляет 17,4 кв. м.

Нетрудно заметить, какую тёплую и активную реакцию вызывают у жителей Великих Лук публикации с фотографиями и информацией о жизни города в 70–80-х годах прошлого века. Казалось бы, с того времени прошло несколько десятков лет, кардинально изменились страна и люди, да и сам период получил некрасивую метку «эпоха застоя». Но даже очень молодые великолучане, не жившие в «тех Великих Луках», поддерживают подобные посты в социальных сетях лайками и репостами на свои страницы. Такого сильного эффекта памяти не видно, например, в Пскове, который, в отличие от Великих Лук, сохранил массу исторических объектов. В чём же загадка такой реакции на город, который мы утратили? Чего так не хватает нам в современной жизни Великих Лук?

Генеральный план

При взгляде на пусть чёрно-белые, но такие стильные фотографии Великих Лук пятидесятилетней давности сильно ощущается, что тогда город был значимой силой. Был тот самый архитектурно-проектный документ, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительства. Правда, только в тех городах, в которых есть настоящий заботливый хозяин и архитектурный облик которых определяется реальным, не на словах беспокойством за интересы города и его жителей, а не личной сиюминутной выгодой. Там, в том самом утраченном городе, мы видим, что он был для людей. Создавался город роз и фонтанов. Там благополучно умещались и огромные площади зелёных насаждений, и широкие тротуары в хорошем состоянии, и общественный транспорт на чистых улицах.

Промышленность и развитие

Нам и сейчас любят много и часто рассказывать в «правильных» источниках и отчётах чиновников о «динамично развивающихся Великих Луках», по-прежнему называя наш город промышленной столицей региона. Вот только великолучане всё ещё слишком хорошо помнят, сколько реально действующих, настоящих производств (а не контор по перепродажам чего-то кому-то) было когда-то у нас. Проблемы, вызванные косностью плановой экономики времён СССР, чувствовала практически каждая великолукская семья. Люди, конечно же, помнят сложности с покупкой продуктов и товаров первой необходимости. Но город был местом размещения очень сильных и разнообразных предприятий, которые давали великолучанам повод для гордости. На фотографиях тех лет огромные и мощные, но ныне утраченные льнокомбинат, радиозавод, фарфоровый завод, работавшие в полную силу и широко известные далеко за пределами Псковской области завод щелочных аккумуляторов («Импульс») и трикотажная фабрика, а также ряд предприятий поменьше.

Общественный транспорт

Неизменную реакцию в последние годы вызывают фотографии с пассажирскими автобусами на великолукских улицах. Спровоцирована она (частично) опрометчивым заявлением чиновников о том, что проезд полноценных автобусов по нашим дорогам практически невозможен, так как они из-за своих габаритов якобы не смогут полноценно передвигаться и поворачивать при движении по городу. Среди самых частых комментариев читателей: «А как же раньше ездили и поворачивали? А как же по Пскову ездят?» И особенно активно реагируют люди на фотографии из 90-х, когда на очень недолгий период в Великих Луках появились красивые, огромные, двойные белые «Мерседесы», которые умудрялись и ездить, и поворачивать, и не попадать в аварии.

Автобусов особенно не хватает пожилым и маломобильным людям, молодым родителям с колясками, а также работающим горожанам. Ведь тогда автобусы хоть и передвигались набитые битком пассажирами, но всё же ездили по графику. И график этот был разработан таким образом, что автобусы начинали работать очень ранним утром, а заканчивали очень поздним вечером. Сейчас отсутствие всего этого – актуальная городская проблема.

Вы заметили, как усиливается ностальгия по прошлому, когда очень хочется гордиться новыми достижениями и благами для людей, но находить для этого реальные поводы всё затруднительнее? Для этого нужно рассматривать город не как средство освоения бюджетных денег и роста личного состояния, а как единый живой организм, которому нужны заботливые хозяйские руки, грамотные проектировщики, строящие на совесть подрядчики. Ну и неравнодушные жители, конечно.