Окна роста и Надежда

Как Пустошкинская типография стала флагманом импортозамещения

336
Надежда Пучинская уверена, что Пустошкинская типография будет развиваться, поддерживать рабочие места и приносить прибыль району.

Брелоки, метрики, адресные таблички для домов, фотографии для любых документов за 10 минут, рецептурные бланки, школьные журналы, стенгазеты, «Житейские истории» писателя Александра Фадеенкова – всё это продукция Пустошкинской типографии, которой в следующем году исполнится 90 лет.

Напомним, что, согласно архивным документам, в 1936 году эта типография была передана в управление редакции районной газеты. Тогда в её штате насчитывалось 12 работников: директор, счетовод, четыре наборщика, печатница, верстальщик, корректировщик, ученик печатницы, ученик наборщика и уборщица. Сегодня их 17, при этом обязанности директора и счетовода совмещает один человек, а остальные работники называются менеджерами электронного набора, рекламы или продаж, а также операторами полиграфического оборудования. Хотя это «оборудование» сохранилось в Пустошкинской типографии чуть ли не с тех самых времён, когда она только появилась, что, впрочем, сегодня оказалось её главным конкурентным преимуществом.

«Не такой народ, чтоб сдаваться»

Но о том, почему так вышло, чуть позже. А для начала хотелось бы понять, как такое вообще стало возможно, чтобы созданная ещё в советские времена маленькая типография в провинциальном городе не закрылась в лихие 90-е, не загнулась во время глобального экономического кризиса конца нулевых, не приказала долго жить после обвала рубля в 2014 году, а также пережила пандемию и даже планирует в этом году окончательно рассчитаться с долгами, несмотря на санкции и резкое подорожание бумаги?

«Так это потому, что у нас на предприятии подобрался не такой народ, чтобы сдаваться, – объясняет исполняющая обязанности директора Пустошкинской типографии Надежда Пучинская. – Ведь большинство наших работников трудятся здесь не первый десяток лет, некоторые пришли сюда сразу после школы ещё в начале века. Им не всё равно, что будет с нашей организацией».

Сама Надежда пришла в типографию в 2019 году после того, как её должность в госструктуре «оптимизировали». Надежда понадобилась Пустошкинской типографии, чтобы на время заменить внезапно заболевшего главного бухгалтера в конце года, когда надо было срочно сдавать все статистические отчёты, и она так лихо взялась за дело, что ещё через год была назначена исполняющим обязанности директора. Не сразу директором, потому что и сама испугалась, что не справится с грузом навалившихся проблем. Ведь на тот момент типография накопила долги по налогам, новому и. о. было из-за чего сомневаться в своих силах.

Вложились и не прогадали

К тому же началась пандемия. И типография на два месяца была закрыта. А когда пустошкинским печатникам наконец-то разрешили снова работать, у них ещё долго не было заказов. Ведь многие их постоянные клиенты сами остались без работы. А поскольку учредителем Пустошкинской типографии является районная администрация, то никаких льгот, как другие предприятия малого бизнеса, она во время пандемии не получила.

Однако минул ещё год – и от былых долгов типографии осталось меньше трети. Да и Надежда уже знает, как отдать оставшиеся, хотя бы потому, что заказчики сами задолжали пустошкинским печатникам 800 тысяч: это в основном бюджетные организации, которые заплатят, как только проведут у себя эти платежи должным образом.

Ведь в клиентах у Пустошкинской типографии солидные бюджетные медицинские и образовательные учреждения, которым необходимо огромное количество всевозможных документов. Среди постоянных заказчиков этой типографии также, например, числится национальный парк «Себежский» (его красочные буклеты тоже печатаются в Пустошке).

Последние события и санкционные последствия, как это ни удивительно, не только не ухудшили положение Пустошкинской типографии, а даже наоборот. А всё потому, что ещё в феврале пустошкинские полиграфисты решили вложить все свободные деньги в бумагу и другие расходные материалы. И не прогадали, учитывая случившееся вскоре после этого подорожание.

Такое конкурентное преимущество

А самое главное, что Пустошкинская типография внезапно оказалась флагманом импортозамещения.

«Ведь почти всё наше оборудование очень старое, – объясняет Надежда Пучинская. – Некоторые станки сделаны ещё в 1980-х годах. Поэтому, когда наши конкуренты начали падать в обморок из-за того, что с российского рынка уходят импортные поставщики техники или картриджей, нам это оказалось только на руку. Ведь все запчасти у нас тоже отечественные: случись какая мелкая поломка – подшипник можно в ближайшем хозяйственном найти. То же самое с красками. Соответственно, у нас клиентов после февраля только прибавилось. Кто бы мог подумать, что у нас есть такое конкурентное преимущество? А благодаря тому, что нынче на нас распространяются и такие государственные меры поддержки, как отсрочка платежей, мы рассчитываем уже до конца года погасить все долги по налогам».

Так что ближайшие планы у Надежды такие: «Типография будет развиваться и приносить району прибыль, чтобы мы могли ходить по городу с высоко поднятой головой, глядя, например, как в детском саду или школе вставляют новые окна. Потому что в этом есть и наша заслуга».

Елена НЕМИРОВА