Псковская область — небогатый регион, и это особенно хорошо видно в районах. Годами, а то и десятилетиями не решаются системные проблемы вывоза отходов, электроснабжения, медицины и чистой воды. Особенно хорошо это видно во время кризисов или природных катаклизмов: когда мусоросортировочному комплексу блокируют счета, и тогда все дворы в регионе забиваются мусором, или после урагана, когда деревни сутками сидят без света.
Эти проблемы скрываются за красивыми словами губернатора Михаила Ведерникова об инновациях и внимании к человеку. И решать их приходится не чиновникам из областного центра с большими полномочиями, а независимым политикам, работающим «на земле», тем, кто слышит избирателей и не слушает тех, кто почему-то считает себя их начальником.
Почему случился мусорный коллапс
С самого начала 2024 года Псковская область переживает острый мусорный кризис, который уже успели окрестить коллапсом. В новогодние праздники вывоз твердых коммунальных отходов стал работать с большими перебоями. И проблема, подобно снежному кому, разрастается уже восьмой месяц.
Региональный мусорный оператор ООО «Экопром» не смог рассчитаться с оператором мусоросортировочного комплекса ООО «СпецТрансКом». После этого последний закрыл свой полигон для отходов, привозимых регоператором. Многомиллионный долг «Экопрома» стал копиться еще во времена пандемии. Компания попыталась начать его гасить, но путь ее грузовиков на полигон все равно оказался закрыт. В дополнение к этому природоохранная прокуратура оштрафовала регоператор на 260 тысяч рублей за невывоз крупногабаритных отходов.
В апреле депутаты Псковского областного Собрания предложили сменить оператора. После этого ситуация, казалось бы, разрешилась: полигон открыл ворота для машин регоператора. Однако уже в мае ситуация повторилась. На этот раз у «СпецТрансКома» арестовали счета, из-за чего предприятие оказалось неспособно работать.
В свою очередь, как утверждали в псковском филиале «Экопрома», к лету долг населения перед регоператором составил 404 млн рублей.
Сложилась странная ситуация. Мусоросортировочный комплекс не может работать из-за собственных долгов и не принимает мусор от «Экопрома» из-за его долгов комплексу. «Экопром» же во всем винит население. Параллельно с этим, до сих пор не построен новый полигон ТКО, стоимость которого за годы выросла с 2 до 4 млрд рублей.
При этом никаких альтернативных путей решения проблемы, кроме как дождаться, когда компании решат конфликт между собой и собственные финансовые трудности, нет. Мусорная реформа не дает возможности заниматься коммунальными отходами никому, кроме назначенных «сверху» монополистов — региональных операторов. Регоператор работает вне законов рынка и пользуется привилегированным положением. Но если что-то идет не так — система дает полный сбой, как это и случилось в Псковской области. И подобные ситуации можно найти и в других регионах. Исходя из этого, напрашивается вопрос: а какую проблему решила «реформа», а по сути — монополизация рынка сбора и утилизации отходов?
Ответ очевиден: «реформа» только породила новые проблемы: рост тарифов и сбои в работе всей системы утилизации.
Электроснабжение: сети и кадры
В феврале 2024 года губернатор Псковской области Михаил Ведерников признал, что 95% электрических сетей региона не видели капитального ремонта больше 25 лет. Параллельно с этим глава области пообещал начать модернизацию в 2025-2026 годах, но конкретных показателей (бюджет, объемы и сроки работ) не назвал.
Довольно очевидное заявление особенно хорошо заметно в сельских районах, где ураганы и наледи регулярно обрывают провода и заставляют людей сутками жить без света.
К примеру, в октябре 2023 года после непогоды 880 человек остались без электричества в Опочецком, Красногородском, Пустошкинском и Себежском районах.
Ранее, в июле 2021 года деревня Зоркино в Бежаницком районе получала электричества от дизель-генератора почти месяц, пока устраняли аварию на сетях после шквального ветра.
По словам специалистов, аварии случаются не только из-за износа оборудования, но и из-за нехватки специалистов в отдаленных от областного центра районах. Когда случаются обрывы, обслуживающей организации приходится приглашать в командировку специалистов из других регионов. Это занимает много времени, и госстандарт по отключению электроэнергии на срок не более 24 часов не выдерживается.
Очевидно, даже модернизированные электросети не смогут нормально функционировать, если их некому будет обслуживать.
ФАП: ожидание и реальность
В апреле комитет по здравоохранению ответил на запрос депутата Псковского областного Собрания Артура Гайдука об обеспеченности сел и деревень фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) и медработниками.
В опросе указаны 342 ФАП. Обеспеченность медработниками составляет 90,6%. Также глава комитета Марина Гаращенко отчиталась о мерах поддержки медиков: единовременная выплата 500-750 тысяч рублей по федеральной программе «Сельский фельдшер», ещё 500 тысяч из областного бюджета, а также «подъемные» и другие выплаты в первые три года после переезда специалиста по месту работы.
На бумаге всё звучит очень оптимистично. В реальности жители районов передают, что не всё так радужно. В районных сообществах «ВКонтакте» людям был задан вопрос: насколько представленные сведения совпадают с реальностью. В Себежском районе открыты не все ФАП и не всегда,
кое-где фельдшеру приходится принимать в здании дома культуры. Если медик заболевает, его некому заменить.
В Дновском районе из девяти ФАП, по свидетельствам жителей, не работает, как минимум четыре. В Усвятском районе жители задаются вопросом: где все 19 ФАП, которые должны регулярно принимать пациентов? Из десяти ФАП в Пушкиногорском районе, по словам жителей, как минимум три отсутствуют или давно закрыты.
Когда закрывали районные больницы и поликлиники, предполагалось приблизить первый уровень медицинского обслуживания — первичный прием и амбулаторное лечение — ближе к людям. Во всяком случае, так утверждали областные чиновники, проводя оптимизацию. И действительно, может показаться, что медицинская помощь действительно стала ближе. В деревне на 100 человек раньше могло не быть никакого медучреждения, а теперь целый участок с фельдшером.
Тем не менее, была ликвидирована опорная сеть больниц. И теперь любое заболевание серьезнее ОРВИ придется лечить в одной из немногих межрайонных больниц. То есть, ехать лечиться в другой район.
Ликвидация медицинских учреждений бьет и по кадрам: больше нет никаких причин задерживаться на селе врачам, а функционал и обязанности фельдшера ограничены должностными обязанностями и квалификацией. Экстренную квалифицированную помощь оказывать теперь некому.
Команда Псковского «Яблока» с самого начала выступала против оптимизации здравоохранения в районах области. С этой программой кандидаты в депутаты шли на выборы волостного и районного уровня, выдвигались в Псковское областное Собрание. Областной депутат от «Яблока» Артур Гайдук, будучи профессиональным медиком, врачом «скорой помощи», регулярно работает над проблемой обеспечения сельских районов кадрами и ресурсами и обращает внимание чиновников и надзорных органов на несоответствие данных «на бумаге» с реальностью «на земле».
Изготовитель и заказчик: Зарегистрированное на выборах депутатов Собрания депутатов Дновского муниципального округа первого созыва Избирательное объединение Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», адрес: Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 29. Информация о тираже: 1000 экземпляров. Дата выпуска: 14 августа 2024 года. Информация об оплате: агитационные материалы изготовлены Избирательным объединением самостоятельно, на собственном оборудовании и без расходования средств избирательного фонда.






























