«Ну не рисует Татьяна Борисовна оценки!»

К депутатской работе в Псковской городской Думе приступает педагог Татьяна Пасман

741

В Псковской городской Думе новый депутат от «Яблока» – педагог и просветитель Татьяна Борисовна Пасман. Именно ей бюро регионального совета партии решило передать мандат, ставший вакантным после сложения депутатских полномочий Дмитрием Пермяковым в декабре 2021 года.

Решение понятное и справедливое. Не только потому, что в 2017 году Татьяна Пасман, участвуя в выборах в городскую Думу как член команды Псковского «Яблока», получила наибольшее число голосов избирателей среди 15 «яблочных» кандидатов в одномандатных округах. Самое главное, что Татьяна Борисовна – признанный эксперт в сфере образования. А образование – это треть расходов годового бюджета Пскова. То есть каждый третий рубль из общего кошелька псковичей вкладывается в обучение и воспитание детей.

Насколько эффективно – это уже вопрос к нашему депутату и эксперту.

«А ведь это школы довоенного года постройки»

— Татьяна Борисовна, последнее время у нас (не только в Пскове) всё больше принято гордиться системой образования, чем обсуждать её проблемы. Создаётся впечатление, что и с финансированием стало получше, и с материальной базой. Насколько это впечатление верно?

— Я бы уровень финансирования псковских школ охарактеризовала как минимально достаточный, что было бы даже неплохо в кризисной ситуации. Но мы же не считаем ситуацию в стране кризисной? Да, сейчас в Пскове ремонтируют здание Технического лицея, строят ещё две новые школы (напомню, что первую после 28-летнего «перерыва» новую школу в Пскове построили пять лет назад). Но реально необходимые расходы на образование должны быть намного выше. Как и их эффективность.

Я сейчас особенно чётко это понимаю на примере капитального ремонта городских школ по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования». Средства на эти цели в 2022 году выделены немалые: 338 млн. рублей на 13 образовательных учреждений, в том числе 236 млн. на 7 школ в Пскове.

Понятно, что в разных школах будут проведены разные виды работ, которые мы можем отнести к капитальным. На сегодня целиком на капремонте у нас находится одна школа – уже упомянутый Технический лицей. И мы помним, сколько времени понадобилось этому образовательному учреждению, чтобы найти место, куда съехать на время ремонта.

Вообще, такой временный переезд всей школы – дело очень непростое. Какой-то «подменной» школы на этот случай в городе нет, я такой объект только в Москве видела. Но у нас есть опыт 47-й школы, которая в 2012 году вынуждена была на два года «разъехаться» по двум другим школам – № 9 и № 11. И после двух лет пребывания 47-й школы на чужой жилплощади уже всерьёз встал вопрос о срочном капитальном ремонте этих принимающих школ! Что понятно: численный состав школ, и без того непустых, был значительно увеличен. Но они-то в список 2022 года как раз и не попали. А ведь это школы довоенного года постройки (плюс дополнительные здания 1970-х годов прошлого века). И я не хочу сказать, что там не было ремонтов, но кто вспомнит – когда был именно капитальный? С моей точки зрения было бы правильно поддержать эти школы, которые в своё время поддержали школу № 47.

Тем не менее, в первую очередь в план вошли такие школы как, например, Псковский педагогический комплекс (26 школа) – до недавнего времени самая «свежая» школа в городе (во всяком случае, была до 2017 года, когда построили инженерно-лингвистическую гимназию) или лицей № 10.

Предупреждая вопросы: нет, эти школы вошли в перечень не потому, что их руководители – депутаты городской Думы. Дума вообще никакого отношения к составлению этого списка, к сожалению, не имела. Более того, я помню, что и десятой школе тоже уже 50 лет. Не подлежит сомнению, что ей нужен ремонт. И 26-й школе нужен ремонт! Но школам № 9, 11, 13 он уже очень нужен!

— Программа «Модернизация школьных систем образования» будет действовать до 2026 года, возможно, войдут в неё и упомянутые вами школы.

— Возможно. Но трудно предположить (это всегда трудно предположить) – какое финансирование будет в 2023 году и далее. По большому счёту практически все школы Пскова нуждаются в капитальном ремонте. Но вопрос очередности, на мой взгляд, был крайне важным. Мне совершенно не понятно, как он решался.

Ясно лишь, что список был сформирован «в соответствии с данными федерального статистического наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» – это следует из ответа комитета по образованию Псковской области на запрос депутата областного Собрания от «Яблока» Артура Гайдука. Создаётся впечатление, что этот перечень и создали непосредственно в Министерстве образования на основе этого статнаблюдения, а не в Пскове.

«Это даже не слёзы, это стыд»

Какие ещё псковские школы надо капитально отремонтировать в первую очередь, на ваш взгляд?

— Про школы № 9, 11 я уже сказала. Но есть ещё «окраинные» 13–я и 16–я школы, а также, возможно, № 17. В условиях нехватки учителей в центре города, в этих школах дефицит ещё заметнее. А обновленная школа, хорошие условия работы – это плюс для соискателя. Хотя, безусловно, главным аргументом остаётся уровень заработной платы. У учителей по-прежнему очень маленькая зарплата. Это даже не слёзы, это стыд! Мне всегда хочется спросить у людей, которые заявляют, что «18 тысяч рублей – это хорошие деньги»: а вы пробовали на них жить?

— В объявлениях о найме на работу учителей чаще встречается минимальная заработная плата – 13 тысяч 890 рублей…

— Да, потому что это те цифры, которые директор школы может железно гарантировать. А те «хорошие деньги» в виде 18 тысяч зарабатываются за счёт дополнительной нагрузки – люди берут дополнительные учебные часы, ведут кружки и так далее. Но даже очень молодому человеку, у которого есть мама с папой, и они ещё могут ему помогать, на эти деньги не прожить. А если говорить о людях семейных, у которых уже у самих дети, о тех людях, которым, представьте себе, приходится много читать, а значит и покупать книги, которые, между прочим, и в театр иногда хотят сходить, и до Пушкинских Гор доехать, не говоря уже о чём-то большем?

— Сейчас в Пскове есть дефицит учителей?

— Конечно! Нужны учителя русского языка, историки. С «иностранцами» – просто караул, их не хватает! У моей племянницы месяц не было математики, потому что учитель уволился в середине учебного года, и предмет не вели вообще.

Кто-то скажет – всегда такое было. Я сама учитель истории и обществознания, когда в 1987 году пришла в Верхолинскую школу Псковского района, то вела физкультуру, музыку, русский, литературу, а когда ушла учительница физики, то и физику – целых 2 месяца. Директор школы попросил тогда: «Тань, ну не найти никого, ты же понимаешь! Ты в школе учила физику? Что у тебя было? Пять? Всё, обсуждению не подлежит!» И вот мы с коллегой, окончившей хотя бы естественно-географический факультет, 2 месяца были физиками.

«Незапуганные дети учатся прекрасно»

— Но это всё-таки сельская школа. А вот дефицит учителей даже в городе – это регресс уже и по сравнению с советскими временами. Хоть в чём-то прогресс есть?

— Есть технический прогресс, и очень значительный. Но я, к сожалению, не вижу прогресса самой системы образования.

Я, видите ли, считаю, что школа, как и университет должна быть демократической системой, которая учит детей принимать на себя ответственность, учит выбирать и отвечать за свой выбор, что-то делать для себя. Взрослые умные люди не должны заталкивать в детей знания как манную кашу. Детей надо научить не только ловить рыбу, но и делать удочку. А вот этого как раз до сих пор нет. Нет системы, при которой ученик отвечает за свою учёбу, заинтересован в результате (не только в отметке, но и в том, за что её ставит учитель – знаниях и умении применить их в жизни). Сегодня ребёнок (да и родители) уверен, что за его учёбу отвечает учитель. И что именно учитель не заинтересован в том, чтобы поставить заслуженную двойку: как не учись, а уж тройка-то будет.

— Но на этом и советская система стояла? Во всяком случае, при развитом социализме, закончившемся ничего не перестроившей перестройкой.

— Та система стояла ещё и на авторитарном способе общения педагога с ребёнком, и ребёнок должен был безусловно подчиняться учителю. Сегодня средства давления на ребёнка практически отсутствуют. И я этому рада. Я видела своими глазами, знаю это по своему многолетнему опыту: незапуганные дети учатся прекрасно! Но им надо помочь понять, что предлагаемое знание – это интересно и важно для них, что от учёбы можно получать удовольствие. Вот тогда они учатся! И да – получают тройки, но заслуженные и без истерик. Ещё и родителям «втыкают», простите, когда те вдруг приходят разбираться с учителем за эту достойную тройку. Мои дети всегда знали, что не поставлю я вместо двойки тройку. Ну не рисует Татьяна Борисовна оценки!

Поэтому повторю, дети могут учиться хорошо. Но для этого нужны люди, которые могут и хотят с ними работать именно так – с позиции заинтересованности. То есть нужны те, кому интересно в образовании. Мне, например, всегда было интересно учиться самой и интересно делать это вместе с людьми – не важно: маленькими или взрослыми. Если уж совсем банально, то я хотела прожить свою жизнь под известным девизом: выбери любимую работу, и ты не будешь работать ни одного дня. Думаю, у меня получается.

И ещё к вопросу о прогрессе. Я историк, и точно знаю, что те страны, которые оказывались в очень сложной ситуации (не важно – по своей вине или по чужой), выходили из неё именно через образование. Самый яркий (хотя, может, и банальный) пример – разгромленная Германия, которой нужно было не просто восстанавливать, но и радикально менять систему образования, провести её денацификацию, фактически создать заново. Казалось бы – это очень долгий процесс, но им хватило 7 лет. И те, кто заканчивал школу в 1952-55 годах – это уже были другие люди, которые и создали новую страну.

«В Пскове нужны школьные автобусы»

— Татьяна Борисовна, в городской Думе вы будете единственным депутатом от «Яблока». В чём видите свою главную задачу?

— Дать понять коллегам по Думе, что их решения не будут приняты в абсолютной тишине, что я не смогу и не буду молчать, если эти решения будут приниматься не в интересах людей. О своей позиции нужно, как минимум, заявлять. Кроме того, статус депутата всё же позволяет помогать людям, даже оставаясь в меньшинстве. И я очень надеюсь, что мне это будет удаваться. Если за помощью обращаются именно к тебе, тут за большинство, которое за что-то там проголосовало, не спрячешься.

— В каких комитетах будете работать?

— В комитете по социальным вопросам и в комитете по ЖКХ и благоустройству. Но обязательно буду стараться присутствовать на заседаниях других комитетов. Мне важно понять, насколько эффективно идёт работа депутатского корпуса с исполнительной властью. Мне кажется, что сейчас эта связка слабовата, но она и в стране не очень крепкая. Конечно, я хочу продолжить решать те социальные проблемы, которые были подняты моими предшественникам – Артуром Гайдуком и Дмитрием Пермяковым.

Но у меня есть и свой «портфель» вопросов, проблем и идей. Одна из них, возможно, кому-то покажется сегодня фантастической, но я уверена, что нам в Пскове нужны школьные автобусы. Большая часть лицеев и гимназий, а также коррекционных школ у нас находится либо на Завеличье, либо в центре. Учащиеся в них дети живут в разных районах города, добираться до места учёбы им и сейчас непросто. Но когда закроют на ремонт мосты, ситуация усугубится. И в ней очень важно защитить детей. Мне кажется, что мы в городской Думе должны над этой идеей поработать.

Беседовала Елена ШИРЯЕВА