Великолукский путепровод – уже не просто инженерное сооружение, а «дело чести», «проект века» и притча во языцех. Проработка вопроса на уровне города началась в 2008 году, к 2010 году проект преодолел государственную экспертизу. К 850-летию Великих Лук удалось даже выбить федеральное финансирование. Однако стройка не ушла дальше закладки первого камня.
10 сентября 2014 года первый камень в строительство заложил лично глава Министерства транспорта Российской Федерации Максим Соколов вместе губернатором Псковской области Андреем Турчаком и главой города Великие Луки Николаем Козловским.
«Путепровод не только обеспечит мобильность и свяжет две части города, разделённые железной дорогой, но и будет мультипликатором развития, инвестиционной привлекательности Великих Лук, – говорил Максим Соколов. – Министерство транспорта РФ направило в правительство РФ заявку на выделение первого транша субсидий бюджету Псковской области, чтобы объект, который пока выглядит как красивая картинка, в ближайшем будущем был претворён в жизнь».
«Путепровод будет хорошим подарком всем великолучанам к 850-летию города, и я уверен, что этот подарок будет оценён по достоинству горожанами», — пообещал глава Великих Лук Николай Козловский.
Однако уже две недели спустя с церемониального камня пропала табличка. Это было дурное предзнаменование.
«Отсечь недобросовестных подрядчиков»
В ноябре 2014 года прошло общественное обсуждение строительства. Власти обещали выставить строгие требования к подрядной организации: не только опыт работ, но и наличие техники, оборудования и других ресурсов.
«Таким образом, более строгие требования позволят на начальном этапе отсечь недобросовестных подрядчиков», – разъяснил «страховочные методы» начальник управления ЖКХ администрации Великих Лук Владимир Базылев.
Отсекли в итоге практически всех – и конкурс выиграл единственный участник. Контракт на путепровод достался ОАО «Мостостроительный трест № 6» (Санкт-Петербург). Цена контракта – 2 млрд 59 млн 202 тысячи 330 рублей. Дата окончания исполнения контракта – 30 декабря 2017 года.
Лимит финансирования на 2014 год составил 316 млн, в том числе 300 млн из федерального и 16 млн – из областного бюджета.
Всё по графику
В марте 2015 года в междупутье, рядом с ЖБИ-2, закопошились люди и строительная техника. Шли подготовительные работы для тоннеля под первым железнодорожным переездом и моста над основными путями. Из района будущего строительства выносили коммуникации. Работы вело новгородское подразделение подрядчика – «Мостоотряд-75».
«Рабочие забивают шпунт под первую опору под мост и сваи под опорную стенку», – рассказывала пресс-служба администрации Псковской области.
«Всё по графику», – рапортовал глава администрации Великих Лук Виктор Каменский.
Чтобы не потерять контроль над ситуацией, губернатор буквально отправил своего «дорожного» заместителя Александра Кузнецова жить в Великие Луки: «Снимайте квартиру и живите там, пока вопрос не будет закрыт», – сказал он.
Не помогло. Кипучая активность продолжалась недолго.
«Где путепровод?»
«Меня, как и большую часть жителей города Великие Луки, очень волнует проблема строительства путепровода через железнодорожные пути, – написал на сайте turchak.ru великолучанин Алексей Ильин 6 октября 2015 года. – Такой долгожданный проект: согласования, разрешения, проектирование, получение средств федерального бюджета… и что в итоге? Как всегда, уже по традиции в Псковской области – незавершённый или замороженный долгострой?»
Хороший вопрос. Ответ Андрей Турчак дал 1 декабря 2015 года.
«В силу определённых причин, которые не зависят от нашего региона, компания, ведущая строительство, находится в предбанкротном состоянии, – заявил губернатор. – С нашего объекта сняли людей и технику. В таком же состоянии 5 из 7 объектов, которые у них в работе. Мы требуем расторжения контракта».
Гигант-банкрот
ОАО «Мостостроительный трест № 6» – настоящий гигант, главный подрядчик на строительстве дорог, мостов и развязок в Петербурге. Стаж работы более 70 лет, сеть филиалов на Северо-Западе. И надо же было такому случиться, что именно на период великолукского строительства пришлось «падение империи».
Понять, что у предприятия проблемы, можно было ещё весной 2014 года. Уже началась ликвидация «дочек» (которая коснулась и «Мостотряда № 75», работавшего в Великих Луках) и создание вместо них филиалов. Между филиалами перемещались производственные мощности – люди и техника, а также недвижимость.
Отдельные дочерние компании были ликвидированы вместе с долгами, и концов не найти. Кредиторы пытались инициировать уголовные дела о мошенничестве, но об успехах на этом поприще ничего не известно. В самом тресте наличие проблем отрицали и говорили, что после реструктуризации обновлённая компания станет гораздо эффективнее. Но в 2015 году трест начал распродавать имущество, чтобы закрыть долги перед банком «Россия».
Сегодня компания в судебных исках по самую обанкроченную макушку. В «великолукском» иске к гиганту-банкроту – требование о расторжении контракта и возвращении аванса в 316 миллионов рублей. Капля в миллиардном море.
«Как не было, так и нет»
«До праздника 141 день, – подсчитала пользователь turchak.ru Светлана Новикова 18 февраля 2016 года. – А путепровода как не было, так и нет. Разворотили людям участки, заставили все лето не спать из-за грохота, обнадёжили людей и всё?»
Ей ответил председатель государственного комитета Псковской области по транспорту Виталий Голиков. Так, мол, и так: аванс в 316 млн рублей подрядчик получил 31 декабря 2014 г., отчитаться за него должен был к 1 августа 2015 г., но вместо этого прислал письмо, что работы по контракту приостанавливаются.
«Объективных причин данного обстоятельства комитет не увидел, – сообщил Голиков. – Поэтому Госкомитет предложил данной компании расторгнуть контракт по соглашению сторон с применением штрафных санкций за невыполнение контрактных обязательств».
Трест, как можно догадаться, не согласился. 30 октября 2015 года комитет по транспорту подал иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области и выиграл его. Суд решил расторгнуть контракт и взыскать непогашенный аванс на сумму 173 млн 301 тыс. 358 рублей.
Почему не заявленные истцом 316 миллионов? Потому что, как установил суд, истец (государственный комитет Псковской области по транспорту) всё-таки принял у ответчика объёмы выполненных работ на общую стоимость 142 млн 698 тыс. 642 рубля.
«Если предыдущий подрядчик в течение месяца не обжалует решение суда, будут запущены новые торги по строительству путепровода в Великих Луках», – прояснил ситуацию зампредседателя комитета по транспорту Игорь Сильченков на сессии Псковского областного Собрания 31 марта.
Срок обжалования решения истекает 4 мая.
Арифметика на сваях
Много месяцев на месте будущего путепровода – тишина. Торжественно заложенный первый камень с открученной табличкой не так-то просто разглядеть среди мусора.
Итоги недолгой, но бурной деятельности на стройплощадке подвела в своем отчете за 2015 год Счётная палата Псковской области.
«Арифметика путепровода» оказалась достаточно любопытной. Во-первых, выяснилось, что в проект были внесены изменения, в результате которых стоимость строительства путепровода увеличивается более чем на 47 млн. рублей. Во-вторых, подрядчик намудрил со стоимостью стройматериалов.
Так, по актам выполненных работ в июне 2015 года приняты к оплате железобетонные сваи по цене 57 тыс. 935,57 рублей за штуку. При этом у контролеров на руках письмо от поставщика свай – завода ЖБИ-2. Согласно данным производителя, одна свая вместе с доставкой до места обошлась в 40 039,08 рубля.
«Подрядчиком существенно завышается стоимость материалов и, соответственно, стоимость строительства в целом», – сделала вывод Счетная палата области.
В общем, «подарок к празднику» не получается: раскопали улицы, растратили 300 млн. рублей и на этом всё. Даже частные земельные участки, по которым должен пройти объезд, до сих пор не выкуплены. Путепровод по-прежнему остаётся только проектом, и людям все труднее понять, ради чего всё это затевалось.
«Я могу сказать, для чего это затевалось, – комментирует великолукский скандал экс-депутат Псковского областного Собрания от «ЯБЛОКА», член парламентской комиссии по противодействию коррупции Лев Шлосберг. – Это затевалось для «осваивания» бюджетных денег.
В этом проекте жесткую антикоррупционную проверку должно пройти всё: сам проект, его сметная стоимость, которая, очевидно, существенно завышена; должны быть проверены условия (в том числе техническое задание) государственных торгов, когда идущая на банкротство организация оказывается единственным участником государственного конкурса с огромным бюджетом, и никто больше к конкурсу не допускается; нужно проверить персональный состав конкурсной комиссии на предмет личной заинтересованности в определенных результатах конкурса, полностью проверить обстоятельства подписания акта приемки частично выполненных работ на сумму более 140 млн. рублей – я уверен, что реальная стоимость выполненных работ намного меньше.
Уверен, что мы имеем дело с эпизодом масштабной коррупции, по итогам которого должно быть возбуждено уголовное дело как в отношении недобросовестных предпринимателей, так и в отношении чиновников, которые сделали всё для того, чтобы именно недобросовестному бизнесу достался великолукский «юбилейный» контракт на строительство путепровода».
«Гражданинъ» сообщит жителям Великих Лук о развитии событий.
Ольга ВОЛКОВА.