Нам здесь жить

Муниципальная программа Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»

33
Сельское самоуправление – неотъемлемая часть полноценной сельской жизни. Его надо не ликвидировать, а укреплять.

Жителям Псковской области необходимо восстановление полноценного местного самоуправления на уровне районов, городских и сельских поселений. Разрушение местного самоуправления прямо противоречит интересам граждан, целям экономического и социального развития Псковской области, создает риски ликвидации региона. Это стратегическая ошибка.

Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» считает ошибочными и губительными «реформы» местного самоуправления, проведенные в Псковской области в 2014-2015 и 2023-2024 годах.

В процессе «реформы» 2014-2015 гг. 109 из 150 городских и сельских поселений были укрупнены, при этом из 104 сельских поселений образовали 40. Доходная часть бюджетов сельских поселений была сокращена в 5 раз. К некоторым городским поселениям были присоединены сельские, что привело к ущемлению прав сельских жителей.

В процессе «реформы» 2023-2024 гг. по псковскому самоуправлению нанесен ещё более опасный удар: самоуправление полностью ликвидировано на уровне городских и сельских поселений и отменены прямые выборы глав в Красногородском, Локнянском, Невельском, Новоржевском, Опочецком, Печорском, Пыталовском, Струго-Красненском, Бежаницком, Дновском, Плюсском, Порховском и Усвятском районы.

При новой управленческой системе главы округов фактически назначаются окружными депутатскими собраниями по представлению комиссии, формируемой самими депутатам и губернатором.

Показательно, что практически нигде жители на публичных слушаниях, сходах и собраниях не поддержали ни укрупнение поселений, ни ликвидацию сельского самоуправления, но власти повсеместно принимали решения вопреки мнению граждан, демонстративно отказались учитывать аргументы людей.

Последствия «реформы» являются удручающими. Администрации округов оказались не в состоянии полноценно исполнять полномочия, переданные им от поселений, в том числе по уходу за дорогами, водоснабжению, благоустройству, уходу за кладбищами и другие. Срываются муниципальные конкурсы на проведение работ и оказание услуг, которые ранее могли не проводиться на уровне поселений, так как у администраций поселений была возможность заказывать работы и услуги по прямым договорам.

Выросло территориальное неравенство, так как появились населенные пункты, жителям которых не достается практически ничего из т. н. «единого бюджетного пирога». Во всех муниципальных округах обострился бюджетный кризис и кризис платежей, не выполняются бюджетные обязательства перед гражданами, к окончательной стагнации пришла система ЖКХ, в системе управления настаёт хаос.

В результате «реформы» жители сельских территорий полностью утратили возможность влияния на местное самоуправление: выборные и подконтрольные им исполнительные органы поселений ликвидированы, ставшие сотрудниками окружных администраций бывшие главы поселений превратились в бесправных чиновников, при этом часть из них уже уволена. Никакой эффективной обратной связи между администрациями округов и гражданами нет. Фактически власти муниципальных округов стали независимыми от граждан.

Ликвидация самоуправления на уровне поселений стала прямым ударом по десяткам тысяч пожилых людей, единственной связью которых с властями были сотрудники сельского самоуправления.

Продолжение муниципальной реформы приведёт к ускоренной деградации управления Псковской областью. Реформа показывает, что ключевые решения в области местного самоуправления в регионе принимаются людьми, не имеющими представления об исторически сложившемся укладе жизни людей на сельских территориях, насущных интересах жителей, важности политических прав граждан, их непосредственного участия в самоуправлении.

В результате продолжается и нарастает отток жителей из деревень и малых городов в крупные города – в поисках работы, доступа к лучшему здравоохранению, образованию, социальным услугам, ради выживания детей.

Сильное местное самоуправление способно остановить становящееся смертельным стремительное запустение Псковской области. Без настоящего местного самоуправления полноценное развитие нашего края невозможно.

Разрушение местного самоуправления – это разрушение Псковской области напрямую, непосредственно, это прямая и открытая угроза самому её существованию. Там, где ликвидируется местное самоуправление, там угасает социально-экономическая и общественная жизнь.

Мы полагаем, что следующим этапом административной реформы в Псковской области может стать объединение части районов и дальнейшее упрощение территориального каркаса региона. Всё это повышает риски утраты Псковской областью статуса субъекта Российской Федерации.

Псковское «Яблоко» категорически не согласно с муниципальной реформой в том виде, как она проводится в Псковской области, считает её политической и управленческой ошибкой, которая будет иметь пагубные последствия для всего региона.

Жителям Псковской области необходимо восстановление местного самоуправления – везде, где произошло неразумное укрупнение поселений и тем более их полная ликвидация. Не чиновники, а граждане должны решать, где и какое им необходимо местное самоуправление, сколько необходимо волостей и районов в Псковской области. А дело и ответственность органов государственной власти – насытить местное самоуправление полномочиями и бюджетными деньгами, поддержать инициативы местных жителей.

Центры муниципальной власти – это центры притяжения жизни. Чем ближе власть к людям, тем прочнее поддержка людей со стороны властей и тем устойчивее местное сообщество, тем надежнее его жизненный уклад, тем лучшие условия создаются для жизни людей.

Разрушение местного самоуправления – это открытая угроза существованию Псковской области.

Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» считает главными следующие основные направления политики по защите и развитию местного самоуправления:

• Пересмотр всех решений об укрупнении городских и сельских поселений, а также преобразовании муниципальных районов в округа, ликвидации городских и сельских поселений, отмене прямых выборов глав районов, принятых в Псковской области в 2009-2015 и 2023-2024 годах, восстановление городских и сельских поселений, возвращение прямых выборов глав районов.

• Возвращение в доходную часть бюджетов сельских поселений 10% поступлений от налога на доходы физических лиц – основы муниципальных бюджетов.

• Возвращение в доходную часть бюджетов городских и сельских поселений доходов от продажи и аренды земли. Прекращение практики изъятия доходов городских поселений в бюджеты муниципальных районов.

• Передача полномочий по уходу за дорогами в пределах населенных пунктов и дорогами между населенными пунктами городским и сельским поселениям. Формирование дорожных фондов на уровне поселений. Укрепление внутрирайонного и межрайонного пригородного автобусного сообщения.

• Поддержка инфраструктуры ЖКХ, компенсация убытков и вывод из предбанкротного состояния муниципальных предприятий ЖКХ в сфере тепло- и водоснабжения. Ремонт и реконструкция водопроводных сетей и водонапорных башен в сельской местности.

• Своевременный и современный сбор бытовых отходов: снижение тарифа до фактического объема услуги, оборудование контейнерных площадок, установка контейнеров, прекращение сбора отходов в мешках.

• Ликвидация стихийных свалок и прекращение эксплуатации экологически опасных полигонов для коммунальных отходов.

• Постоянная государственная поддержка личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств как основы сельского образа жизни, защита их прав перед крупными собственниками и продавцами, содействие в реализации произведенной ими продукции.

• Снижение налогов для предпринимателей, работающих в сельской местности. Дотирование транспортных расходов организаций розничной торговли.

• Обеспечение доступа жителей к лесным ресурсам для строительных нужд и для нужд отопления частного жилья.

• Укрепление технической базы и всей системы электроснабжения, защита электрических сетей от природных рисков, расчистка линий электропередачи от лесных насаждений.

• Максимально возможное соблюдение предусмотренного Федеральным законом о местном самоуправлении принципа пешеходной доступности при формировании территорий сельских поселений, учет интересов пожилых людей, живущих на удалении от волостных центров.

• Введение администраций сельских поселений в число учредителей детских садов и школ, работающих в сельской местности.

• Неукоснительное исполнение законодательного запрета на ликвидацию и реорганизацию учреждений образования без положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а библиотек и общеобразовательных организаций, расположенных в сельском поселении, – без согласия жителей сельского поселения, принятого на сходах граждан.

• Введение запрета на ликвидацию фельдшерских акушерских пунктов, офисов врачей общей практики, учреждений культуры (домов культуры, клубов, библиотек) в сельской местности без согласования с представительными органами местного самоуправления.

• Сохранение сети учреждений почтовой связи, дополнительных офисов Сберегательного банка, улучшение качества мобильной связи и доступа в Интернет.

• Обеспечение государственной программы по борьбе с борщевиком достаточными средствами бюджета Псковской области, финансовая поддержка частных собственников, ведущих борьбу с борщевиком.

• Отказ от финансовых наказаний муниципальных образований и руководителей местного самоуправления за неисполнение полномочий органов местного самоуправления, имеющих дефицитные бюджеты.

• Отказ от планов преобразования и укрупнения муниципальных районов.

• Восстановление государственного комитета Псковской области по местному самоуправлению, формирование его нового кадрового состава из опытных сотрудников, уважающих местное самоуправление, знающих специфику работы местного самоуправления, способных и готовых оказывать помощь и поддержку органам местного самоуправления всех уровней, а не заниматься уничтожением муниципальных образований.

Псковское «ЯБЛОКО»

Изготовитель и заказчик: Зарегистрированное на выборах депутатов Собрания депутатов Порховского муниципального округа первого созыва Избирательное объединение Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», адрес: Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 29. Информация о тираже: 1000 экземпляров. Дата выпуска: 30 августа 2024 года. Информация об оплате: агитационные материалы изготовлены Избирательным объединением самостоятельно, на собственном оборудовании и без расходования средств избирательного фонда.