«Усвятский район будет преобразован в муниципальный округ», – заявил 20 марта на встрече с главой Усвятского района Дмитрием Петровым губернатор Псковской области Михаил Ведерников. Вот так просто – встретились губернатор и глава района, поговорили и объявили о решении вопроса, который имеют право решить только жители. Примерно таким образом и будет, очевидно, управляться район, если станет округом: без учета мнения жителей, приказами начальников.
На самом деле ещё ничего не решено: публичные слушания по вопросу преобразования Усвятского района в муниципальный округ назначены на 11 апреля. Это возможность для жителей высказаться и отстаивать своё решение! Примеры того, как местные жители отклонили идею подобной реформы, в Псковской области есть. В 2020 году жители Себежского района активными действиями защитили свой район от оптимизации. Федеральное законодательство на сегодняшний день не обязывает проводить такие преобразования.
О том, как в Усвятском районе прошли первые заседания сессий депутатов по этому вопросу, рассказали «Гражданину» депутаты от «Яблока». Они единственные выступили против преобразования района и аргументированно объяснили, почему.
Инициативу главы Церковищенской волости Олега Козлова о преобразовании Усвятского района в муниципальный округ, предполагающую упразднение Усвятской и Церковищенской волости и городского поселения Усвяты, а также отмену прямых выборов главы вновь создаваемого округа, сессия районного Собрания депутатов Усвятского района первый раз рассматривала 25 марта. В сессии принимали участие 12 депутатов из 15. С критикой предложенной инициативы выступили депутаты от «Яблока» Андрей Князев и Лидия Игнатенко.
По настоянию Андрея Князева вопрос об инициативе Олега Козлова, рассмотрение которого было внесено в повестку сессии отдельным пунктом, был вынесен на голосование. В результате голосования инициатива о преобразовании была поддержана голосами девяти депутатов, два депутата (оба – «Яблоко») голосовали против, один воздержался. Следующим голосованием на 11 апреля были назначены публичные слушания.
Главными аргументами в пользу преобразования глава района Дмитрий Петров, который формально инициативу не заявлял, но с губернатором (который тоже инициативу заявлять не может, но, судя по встрече с главой, очень хочет) уже согласился, названы кадровый голод на местах, а также возможность более эффективной работы с консолидированным бюджетом, что, якобы, позволит реализовывать крупные проекты, недоступные сейчас бюджетам волостей. Что думают об этом депутаты, проголосовавшие против реформы?

Андрей Князев, депутат Усвятского районного Собрания седьмого созыва от «Яблока»:
– Нынешнее состояние местного самоуправления плачевно, оно почти беспомощно. В условиях, когда львиная доля доходов местных бюджетов поступает из Пскова в виде дотаций и субвенций, функция местных собраний, по сути, сводится к формальному утверждению бюджета, практически никаких инициативных решений по бюджету органы местного самоуправления принимать не могут. Любые, даже самые незначительные предложения по расходам, встречают сакраментальное: «Бюджет формируется по нормативам, дополнительных денег нет…». Так что предложенное преобразование выглядит, на первый взгляд, логично: неработающее – упразднить!
Однако, прежде чем так сказать, надо понять следующее.
Местное самоуправление – прекрасный эффективный инструмент, позволяющий решать широчайший круг проблем людей. Российская и мировая история это наглядно демонстрирует. Кто, как не сами люди, знают о своих насущных задачах? Нынешнее состояние местного самоуправления – во многом искусственно созданная ситуация, обусловленная, в том числе, экономической политикой, недостаточно стимулирующей развитие территорий, социальной политикой, направленной не столько на развитие, сколько на «оптимизацию», системой избыточно централизованных бюджетных отношений.
Непохоже, что инициатива о преобразовании Усвятского района, предложенная Олегом Козловым, – его собственная идея. Процесс преобразования синхронно запущен в шести районах Псковской области. Маловероятно, что инициативное новаторство – это своего рода эпидемия, охватившая одновременно шесть территорий. Видимо, кто-то настойчиво подсказал.
Поселения, хотя и ограниченные на практике в своих возможностях, имеют сейчас собственные, хоть и небольшие, бюджеты. Расходование этих средств находится в исключительной компетенции властей волостей. Местные дороги, водоснабжение, благоустройство территорий, в том числе кладбищ, освещение и многое другое находится в сфере заботы поселений.
Предлагаемое преобразование подразумевает упразднение не только органов власти, но также этих бюджетов, все средства будут аккумулироваться в едином бюджете муниципального округа. Может показаться, что это позволит повысить эффективность работы, финансировать более крупные проекты, но, очевидно, что объединенный бюджет не станет больше суммы существующих бюджетов, при этом, если где-то прибыло, то в другом месте убыло. Есть опасение, что финансирование более крупных проектов может оставить без финансирования множество небольших, но, тем не менее, важных и насущных для людей задач.
После преобразования Усвятского района нужды жителей бывших поселений будут финансироваться из общего с другими волостями бюджета. Чтобы понять, к чему это может привести, достаточно обратиться к опыту уже преобразованных районов. Заметных улучшений условий жизни в них не произошло, а вот проблемы есть: например, в Новоржевском районе после его преобразования в муниципальный округ случались частые перебои с водоснабжением и даже длительное его отключение, есть примеры ненадлежащего содержания дорог и кладбищ.
Сейчас глава района избирается всеми жителями района на выборах. Предлагаемое преобразование отменяет это. Глава округа будет назначаться комиссией, состоящей из депутатов округа и представителей губернатора.
Федеральный закон о реформе местного самоуправления, предполагающий ликвидацию городских и сельских поселений, рассматривался в первом чтении Госдумой в начале 2022 года и до сих пор не принят, в том числе – из-за большого количества поступивших возражений из регионов. То есть власти России не приняли такое решение, но по каким-то причинам власти Псковской области решили бежать впереди паровоза и ликвидировать сельское самоуправление опережающими темпами. Федеральное законодательство не диктует необходимость такого преобразования.
Местное самоуправление – эффективный и правильный инструмент организации местной жизни. Люди пока не придумали ничего более подходящего для решения местных вопросов. Если оно нездорово, его нужно лечить, а не упразднять. Органы местного самоуправления нужно не ампутировать, что сегодня, по сути, нам предлагается, а возвращать им, в перспективе, рычаги, необходимые для решения задач. Когда человек болеет, его лечат, а не убивают. Утраченное сегодня предстоит возрождать нашим потомкам. Всегда проще сохранять, чем создавать заново. Убежден, что никакая назначенная администрация не справится с решением местных задач лучше выборных органов местного самоуправления.
Возможно, кому-то на уровне области административная работа с назначенными чиновниками, а не выборными руководителями покажется проще. Но далеко не всегда проще – значит лучше, и это тот самый случай. Кто, как не сами жители знают о своих насущных проблемах? Кто больше всего заинтересован в поисках путей их решения? Многочисленные прошедшие оптимизации всего и вся, в том числе в Усвятском районе, наглядно подтверждают тезис о вреде таких тотальных «оптимизаций».
Лишенное реальных рычагов власти местное самоуправление, закрывающиеся больницы и школы, угасающая местная экономика, сокращающееся население, пустеющие деревни, зарастающие поля и огороды, молодые люди, которые после окончания школы, несмотря на желание остаться в родных местах, но не видя никаких для себя перспектив, уезжают в города – всё это звенья одной цепи. Если предлагаемая муниципальная реформа в Усвятском районе будет реализована, это станет еще одним печальным звеном в цепочке угасания сельской жизни.

– Я хочу, чтобы местные жители боролись, отстаивали свои права, в том числе по вопросу предлагаемой им сейчас муниципальной реформы. Но приходится признавать, что в деревнях это делать уже практически некому, остались только старички и старушки, а у них и возможностей приехать на публичные слушания, и физических сил не так много. Боюсь, что на слушания пригонят лишь «нужных людей», которые проголосуют так, «как надо» инициаторам реформы, – волнуется Лидия Игнатенко, депутат Усвятского районного Собрания от «Яблока», преподаватель музыкальной школы. Десять лет назад её усилиями при поддержке Андрея Князева и других родителей Усвятская музыкальная школа была спасена от оптимизации и работает до сих пор.
Андрей Сергеевич и Лидия Анатольевна обращаются к жителям Усвятского района: «Не оставайтесь в стороне от судьбы нашего района и его жителей! На 11 апреля 2024 года назначены публичные слушания по предлагаемому преобразованию. Если вы не согласны с преобразованием Усвятского района в муниципальный округ, приходите на публичные слушания, заявите о своем несогласии. Это ваше право, и никого больше. Донесите свою позицию до избранных вами депутатов. Помните, что решение о преобразовании принимается голосованием депутатов каждого поселения – и только ими. Если депутаты хотя бы двух поселений не поддержат предложенную инициативу, преобразование не состоится. ЕЩЁ НИЧЕГО НЕ РЕШЕНО! Закон не обязывает никого из нас голосовать за проведение реформы».
Ирина АМЕЛИНА