Место красят, в первую очередь, люди, которые там живут, любят свой край и прославляют его. В любом городке есть местные знаменитости, те, кто своим талантом, трудом и добротой украшают свой город или деревню. Известные мастера, прекрасные музыканты или потрясающие художники – всё это люди, которые несут за собой тепло родного дома, места, где они родились и выросли. Место, где человек прожил хотя бы день, навсегда оставляет в нём свой отпечаток. А жители делают это в ответ, прославляя любимые места, рассказывая о них друзьям и близким.
Вот и в городе Невеле есть свои знаменитости. Мы предлагаем вам ещё раз пробежаться по строкам истории и познакомиться с двумя великими жителями нашего маленького городка. Люди, которые вошли в историю страны и оставили после себя огромное наследие творческой и философской мысли.
Основатель школы философии
Русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства Михаил Бахтин жил и работал в Невеле в 1918-1920 годах. Город и его жители удивляли философа и восхищали его своей заинтересованностью. Невельская интеллигенция интересовалась, по словам Бахтина, «абсолютно всем». Сам город философ называл прекрасным.
Со своими друзьями – литературоведом и мыслителем Львом Пумпянским, доктором философии Марбургского университета Матвеем Каганом и пианисткой Марией Юдиной – Бахтин часто бывал за городом и ездил отдыхать на озеро, расположенное у парка XVIII столетия, в бывшем имении Михельсона. Озеро настолько полюбилось компании философа, что между собой друзья обозвали его Озером Нравственной Реальности. Также вместе с друзьями он преподавал в Невельской единой трудовой советской школе им. Ульянова (Ленина), располагавшейся в здании бывшей женской гимназии.
Здание школы сохранилось в городе до сих пор, и в 1995 году в школе установили мемориальную доску в честь мыслителя. В одном из залов Музея истории Невеля представлены материалы, связанные с биографиями невельских философов и великой пианистки М. В. Юдиной, с которой Бахтин, Каган и Пумпянский дружили всю жизнь. Также именно Бахтин с друзьями стали основоположниками Невельской школы философии. В 1919 году он возглавил Невельскую научную ассоциацию, объединение, в которое входили наиболее деятельные представители интеллигенции. Ассоциация проводила диспуты, лекции, выступления всякого рода в основном в Народном доме им. Карла Маркса. На протяжении четверти века в Музее Невеля проходили Невельские Бахтинские чтения, организованные заслуженным работником культуры РФ Людмилой Максимовской. К сожалению, сейчас чтения уже не проводятся, так как Людмила ушла из музея, где работала больше 30 лет своей жизни.
Особую известность Бахтин приобрёл не в России. Так, его основные труды вскоре после их публикации были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете до сих пор существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу. Огромную популярность творчество философа приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Также большой известностью российский философ пользуется в Японии, где вышло его первое собрание сочинений и издано большое число монографий и работ о нём.
Любимая пианистка Иосифа Сталина
Советская пианистка Мария Юдина – уроженка Невеля. Девушка с детства отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой. Учиться игре на фортепиано Мария начала с шести лет. Её преподавателем была ученица Антона Рубинштейна Фрида Давыдовна Тейтельбаум-Левинсон. Любовь к музыке была настолько велика, что девушка поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блуменфельда, Анатолия Дроздова, Леонида Николаева, а также изучала широкий круг других дисциплин.
Мария всегда была довольно эксцентрична. В юности она приняла крещение, когда советская власть ополчилась на церковь. Мария стала «страстной почитательницей католического святого Франциска Ассизского и носила рясу из чёрного бархата». Юдина принадлежала к невельскому кружку Михаила Бахтина и Льва Пумпянского, а также послужила прототипом Марьи Петровны Далматовой в повести Константина Вагинова «Козлиная песнь».
Мария Юдина была одной из любимых пианисток Иосифа Сталина. Но её образ жизни и политические взгляды, которые шли вразрез с линией партии, были широко порицаемы в советском обществе. Более того, партия вставляла палки в колёса: в 1930 году Юдину уволили из Ленинградской консерватории после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей; в 1960 году она была уволена из Гнесинского института, где преподавала, из-за своих православных убеждений и из-за симпатии к современной западной музыке (включая эмигрировавшего Игоря Стравинского). Даже после этого Мария Юдина продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. В Ленинграде после одного из концертов зрители вызвали пианистку на бис, и она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака, на которого ополчилось советское правительство. После такого жеста Юдиной было запрещено концертирование на срок пять лет.
Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась верна своим убеждениям. Тем не менее, по свидетельству её ученицы Марины Дроздовой, она не была диссиденткой, ничего не провозглашала, не писала писем протеста.
Герой живёт в каждом
Для того чтобы стать известным, необязательно жить в столице. Часто именно в маленьких городах раскрываются удивительные таланты, храбрость и стойкость человека. Городов, подобных Невелю, в России тысячи, и в каждом городе, а возможно даже доме, живут люди, которые любят и берегут свой край. Те, кто готовы его прославлять. В наше время возможно всё, и кто знает… Может быть, и сейчас в Невеле живут маленькие или большие таланты, которые прославят свой дом добрыми делами, наукой или искусством. А может быть, этот человек – вы?