Любовь Жильцова: «Пора признать, что терять нам нечего»

Кандидат от партии «ЯБЛОКО» идет на выборы в Собрание депутатов Палкинского района, чтобы вернуть людям веру в свои силы.

778
Кандидат от партии «ЯБЛОКО» Любовь Жильцова идет на выборы в Собрание депутатов Палкинского района, чтобы вернуть людям веру в свои силы.

Учителя Харлапковской школы, депутата прошлого созыва Псковского областного Собрания от партии «ЯБЛОКО» Любовь Жильцову в Палкинском районе никому представлять не надо. Борьба за сохранение родной школы, активность в областном парламенте (а ведь многие думали, что учительница сельской школы будет вежливо молчать на сессиях), неподдельный интерес ко всем общественно важным темам в родном районе – такое не заметить невозможно.

Работая в Псковском областном Собрании депутатов, Любовь Жильцова публично задавала коллегам и чиновникам администрации вопросы о сокращении финансирования образовательных учреждений, о нарушениях, выявленных Контрольной палатой Псковской области при дорожных работах, комментировала наиболее острые вопросы политической и социальной повестки дня в прессе и за короткий срок стала узнаваемым политическим деятелем на уровне региона. Сегодня Любовь Васильевна баллотируется в депутаты Палкинского районного Собрания депутатов от «ЯБЛОКА». На выборы идет с намерением прежде всего вселить в жителей района уверенность, что власть здесь – они. Потому что у самих граждан за последние годы на этот счет накопились сомнения.

– Любовь Васильевна, на ваш взгляд, как могут сказаться на результатах выборов скептицизм и недоверие, которые сегодня распространена в обществе?

– Трудно винить людей в апатии, в том, что они разуверились в своем влиянии на власть. Я как-то анекдот вычитала про ворону и лисицу. Ворона на суку сидит, сыр держит, лиса мимо бежит: «На выборы пойдёшь?» Ворона отвечает: «Нет!» Сыр выпал, плутовка такова, а ворона сидит на суку и думает: «Интересно, а если бы я сказала да, что-нибудь изменилось бы?»

Да, люди всё больше и больше разочаровываются в выборном процессе, они считают, что всё равно ничего не изменится, вот как у той вороны примерно. Но в нашей ситуации пора признать, что терять нам давно нечего, поэтому можно рискнуть и наконец сказать выборам да. И потом пристально следить за тем, что изменится. А измениться может многое, если в представительные органы власти придут люди, способные контролировать исполнительную власть. Меня, например, вопросы контроля расходования бюджетных средств волнуют чрезвычайно. Я в прошлом году с большим интересом ознакомилась с протоколом публичных слушаний по проекту бюджета района, с красочной версией его презентации для граждан.

На одном из слайдов можно было увидеть, насколько в 2017 году запланированные доходы на 2017 год ниже по сравнению с 2016 годом. Налоговые доходы — снижение на 19%, неналоговые – 12,7%, безвозмездные поступления – минус 14,5%.

– К вопросу о сыре…

– Да, и это ведь фактически прогноз, что будет в реальности – скоро узнаем. Если, конечно, захотим. Да и по прогнозу – 28 млн рублей собственных доходов. Денежек-то нет своих! Как нет и предложений по улучшению ситуации – во всяком случае я их в протоколе публичных слушаний не нашла.

А по программе содействия экономическому развитию и инвестиционной привлекательности расходы были заложены нулевые. Откуда же будут свои доходы, если ими никто не занимается? В структуре расходов бюджета львиная доля у образования, спасибо за это. Но этих средств школам не хватает катастрофически.

Ведь учредитель любого муниципального учреждения образования — район. На муниципалитете и руководителе школы лежит консолидированная, так скажем, ответственность по обеспечению здания и территории. Так вот, коммунальные платежи ещё худо-бедно закладываются в бюджет. А остальные расходы – нет, полный ноль. У школ нет средств ни на хозяйственные нужды, ни на обеспечение санитарно-гигиенических требований, ни на обеспечение пожарной безопасности, ни на обеспечение антитеррористической защищённости. В Харлапковской школе, например, мы «антитеррористический» забор ставили за свой счёт. Как и камеры видеонаблюдения.

– А что значит за свой счёт?

– А это значит: привлекали, искали средства. У нас даже где-то есть письмо от главы администрации: «Ищите спонсоров», – прямо так чёрным по белому и написано. И мне хочется всё время сказать: ну так и вы ищите! Вы же про инвестиции столько говорите — так и ищите реальных инвесторов, чтобы в район вкладывались. Привлекайте деньги внебюджетные, если нам не хватает бюджетных средств. Мы же как-то это делаем! Все моющие средства – вот в туалете бумажка, полотенчико висит, мыло лежит – это всё за свой счёт покупается, никто даже не думает о выделении средств на это.

Все косметические ремонты в нашей школе делаются исключительно за внебюджетные средства. Причём, как известно, нам нельзя обращаться к родителям, соответственно, благотворители должны быть людьми посторонними. А для того, чтобы кто-то что-то, извините, подал, надо обойти много народу. Потому что все открытым текстом говорят: «Вы бюджетное учреждение, а мы бедные предприниматели. И мы платим налоги на ваше содержание. Так вы уж, пожалуйста, обращайтесь к тому, кто должен обеспечить».

Кстати, знаете, какая строка занимает второе место в структуре расходов бюджета после образования? «Муниципальная программа управления и обеспечения деятельности администрации муниципального образования». Те кто, как думают предприниматели, «должен обеспечить».

В результате благотворители всё равно помогают: один сетку даст, другой – столбики. Мы так забор в 2015 году и поставили, а до этого у нас уже три года лежало на исполнении решение суда, которое каждый года откладывалось, откладывалось, а в результате управление образования получило 50 тысяч рублей штрафа…

Причём штраф-то не освобождает от необходимости исполнить судебное решение. А вообще штрафы на учреждение постоянно выставляют: пожарные, санэпидемстанция, прокуратура.

Иногда доходит до абсурда. Например, прокурорская проверка идёт, приходит запрос: «А у вас есть список запрещённой литературы в библиотеке?» Ничего, что у нас нет библиотеки и ставки библиотекаря? У нас есть помещение, мы так скромно называем его «пунктом выдачи учебников», потому что учебники-то всё равно кто-то должен выдавать. Но ставки библиотекаря у нас нет, она давно сокращена за отсутствием средств, следовательно, и библиотеку мы держать не можем. Но буквально через два часа после запроса шофёр привозит из прокуратуры представление: примерно наказать кого-нибудь за то, чего у нас нет.

– За то, что нет библиотеки или за то, что нет списка?

– За отсутствие списка запрещённых книг. Наказали за это человека, который бесплатно выдаёт учебники. Или вот проверяют военно-патриотическую работу. Ты можешь проводить каждый день Уроки мужества, провести отличные мероприятия к Дню Победы, но если у тебя не ведётся военно-патриотический кружок, то тебя накажут. А постоянного кружка нет, потому что нет у нас денег на это, это работа вне учебного плана. Но в каком-то другом плане – плане проверок – он значится, и за его отсутствие карают.

– На местном уровне это противоречие между практикой и реальностью можно разрешить?

– С абсурдом надо бороться на любом уровне. А его в нашей жизни хватает.

Знаете, однажды наш «яблочный» депутат Наталья Ковалева вопрос задала, после которого на нее единороссы всех собак спустили. А вопрос был очень простой: «Чем у нас управляет отдел сельского хозяйства?» Те немногие сельхозпредприятия, что в районе работают, частные. Отдел выполняет функции статистического учета, сбора информации: кто и что скосил. А это нетрудно, учитывая объемы сельхозпроизводства в районе. Но вот у меня такой же вопрос возникает к управлению образования: чем управляете? И как?

Вот спускается распоряжение создать класс-комплект в начальной школе и посадить одного учителя на четыре класса. А мы просили: дайте хотя бы полторы ставки, чтобы учитель русский и математику для двух классов мог вести одновременно, а не для всех четырех. Сказали: «Не положено». Мы говорим: «Ну тогда пришлите своего методиста, пусть он покажет, пусть хоть недельку поработает на четырёх классах. Покажите, как работать!» Детки-то в классах разные, с разными способностями в том числе.

И с введением так называемого инклюзивного образования практически в каждом классе есть ребёнок, у которого программа другая, а она требует еще большего внимания.

Я сама в такой ситуации работаю, и у меня есть дети, которым надо очень много внимания. И вот вся совокупность этих причин заставляет вернуться мыслями к «управленческой» строке нашего бюджета и сказать: а не худо бы поубавить там…

И я думаю, что это как раз в силах депутатов районного Собрания. Главное, чтобы в представительный орган прошли люди, которые действительно представляют народ. Но это уже зависит от самих избирателей.

Беседовала Ольга ВАСИЛЬЕВА.