Серьезной социальной проблемой стало отсутствие детского сада в поселке Любимец (Смуравьево-2). Матери не имеют возможности выйти на работу, а дети приходят в школу, не обладая необходимыми знаниями и навыками. Многие собственники квартир из-за проблем с детсадом не могут постоянно жить в поселке и вынуждены снимать жилье в Гдове. Страдают все. Решения проблемы пока не видно.
Бывший военный городок Смуравьево-2 в 2014 году передали на баланс района. Расселили людей, порадовались за жилой фонд: не пропадет. Но только не учли, что в поселке, кроме трех магазинов, почты, ФАПа с медсестрой и школы-девятилетки, ничего больше нет.
Нет в поселке и детского сада. Он прекратил свою работу, когда Смуравьево-2 передали району. К помещению возникли вопросы у разрешающих организаций, пожарных и прочих. Местные жители настаивали на том, чтобы сохранить детсад, так как городок готовились передавать району. Но власти района в связи с отсутствием денег решили его прикрыть, сославшись на то, что помещение толком не приспособлено, а детей все равно мало: «Люди приедут – мы откроем».
Сейчас в Любимце 87 дошколят разного возраста. И каждый день родители спрашивают директора местной школы: «Нам обещали детский сад, может, вы что-то об этом знаете?» Местные жители говорят, что приезжали какие-то «якобы меценаты», подсчитывали стоимость ремонта, говорили, что нужно порядка шести миллионов рублей.
«Чтобы сейчас открыть садик даже не для 87 детей, а для 50-60 детей, нужно не просто две квартиры объединить. Необходимо большое помещение, место для сна, еды, кухни. Денег, как всегда, в бюджете нет, инвесторов тоже нет. Родители стонут от того, что нет садика», – рассказывает депутат от партии «ЯБЛОКО» Елена Гусарова.
Многие просто не живут в поселке из-за проблем с детсадом – снимают в городе, ютятся у родственников, чтобы была возможность работать. Живущие в Любимце ездят на работу в Гдов, в Сланцы, в Добручи, потому что в самом поселке рабочих мест очень мало. «У моего мужа в Любимце есть квартира, и мы могли бы там жить. Но проблема, куда пристроить ребенка. Я вынуждена жить в другом месте, чтобы работать в школе. И таких людей очень много – они имеют жилье в поселке, но, к сожалению, не могут там жить, ждут, пока дети подрастут, чтобы в школу хотя бы могли ходить», – говорит Гусарова.
Сейчас кто может – возит детей в Гдов, в Добручи в детские сады. Это очень неудобно, особенно зимой, когда темно и холодно. А в основном мамы сидят с дошколятами дома – по-другому никак.
«Жизнь в поселке изменилась бы с появлением детского сада! – подчеркивает Елена Гусарова. – Это привлечет в него родителей. Мамы смогут работать: утром отвести детей в сад, уехать в Гдов на работу, а вечером вернуться, детей забрать. А так, получается, они привязаны к дому, работают только мужья».
Но проблема не только в заработке семей, дело гораздо серьезнее. По всей России введена единая программа «Школа России», она содержит федеральные российские образовательные стандарты. Эта программа требует практически идеальной подготовки первоклассников к школе. Из-за сложившейся в Любимце ситуации нарушается преемственность в образовании. Школьные программы рассчитаны таким образом, что ребенок уже должен быть подготовлен, и детям, которые «приходят с нуля», тяжело учиться.
«Школа не может нормально функционировать в системе образования без детского сада и дошкольной подготовки, – подчеркивает директор Подборовской школы Людмила Кошельникова. – Принимая ребенка в первый класс, мы в школе рассчитываем на то, что он умеет делать все, а мы учим его только чистописанию – правильно писать прописью буковки. Все детки сегодня должны уметь и считать от одного до ста и обратно, и бегло читать, и писать печатными буквами. Для этого должна быть развитой моторика пальчиков. В детском саду проводят такие занятия, всему этому воспитатели посвящают работу. Сегодня детский сад – это маленькая школа».
По словам Кошельниковой, ребенка важно не просто научить, но и сделать это правильно. А это требует профессионального подхода. В противном случае придется еще и переучивать. «Даже самые умные и желающие своим детям успехов в учебе родители готовить детей к школе не умеют и не знают как. Они это делают так, как их учили, как они где-то прочитали в интернете – нужное или не нужное, бог его знает. Всем этим должны заниматься специалисты».
Проблемы и с адаптацией: детям, воспитанным дома, труднее находиться даже в небольшом коллективе, не говоря уже про классы в два-три десятка человек. В результате ребенку труднее осваивать программу.
До закрытия садик и школа плотно сотрудничали. Преемственность была не пустым звуком. Педагоги заранее знакомились с детьми и советовались с воспитателями. «Это такой многолетний труд, когда мы ходили, смотрели на детишек – тех, кого будут принимать в первый класс, посещали занятия, подсказывали друг другу, что надо делать, – рассказывает Людмила Васильевна. – Потом воспитатели приходили к нам на уроки посмотреть, как получилась наша совместная работа. Это, бесспорно, нам всем была большая помощь».
Когда садик закрывали из-за малочисленности дошколят, все отнеслись к этому без должного внимания, сетует директор школы. «Сегодня нормы и требования значительно жестче, – отмечает она. – Роспотребнадзор, МЧС и другие службы очень строго наблюдают за учебными заведениями, в том числе и дошкольными и досуговыми. Поэтому закрыть легче, чем открыть. К новому садику будет много требований. Его откроют только тогда, когда все нормы СанПиН и требования МЧС к противопожарной безопасности будут выполнены: это и камеры наблюдения, и сигнализация, и выход на вневедомственную охрану. Это все правильно, потому что если в школе дети уже обучены, то в садике детишки, которые большими глазенками доверчиво смотрят на мир».
Кошельникова рассказывает, что в ходе праймериз «Единой России» на встрече с кандидатами на пост главы района она задавала вопрос: «На каком этапе у нас открытие садика, коль все время об этом идет разговор?» В ответ было сказано только, что «будем обязательно что-то думать».
«В последнее время, пока менялось начальство — и управление образования, и глава района, как-то на эту тему было меньше разговоров, не собирались такие совещания. Мы ждем, когда будет выбран глава, когда он войдет в курс дела, чтобы уже кому-то предметно задавать вопросы на встречах. А сейчас задавать некому».
Пока вопрос с детским садом не сдвинулся с места. Открыть садик сегодня сложно, хоть и говорили, что он обязательно будет. Сколько стоит будущее 87 малышей?
Софья ТИМОФЕЕВА.