Проблема подвоза деревенских детей в школу летом «уходит на каникулы» — вместе с самими школьниками. А в сентябре опять возвращается… Вернётся ли и этой осенью – или можно что-то изменить?
В этом году случилась очередная попытка обратить внимание властей на беду со школьными автобусами. В результате оптимизации школьной сети сельские дети по несколько часов тратят только на дорогу в школу и обратно. Равные права на получение образования, предусмотренные для всех детей Российской Федерации, оказываются не вполне равными для сельских и городских жителей.
В апреле широкую огласку получила история девочки Насти из деревни Кресты Куньинского района. Это так называемые дальние Кресты, откуда до Пухновской школы – 1 час 20 минут при хорошем раскладе. В первый класс Настя пошла в своей деревне, потом перевелась в Долговицкую школу – за 8 км от Крестов, но все эти школы не устояли под пятой оптимизации. Теперь вот осталось окончить 11-й класс, прожить ещё год в режиме, когда в 7.20 надо быть на остановке, а дома окажешься только к вечеру.
Ради одной Насти школу в Крестах, конечно, не откроют. И сельские дороги не заасфальтируют. Но к организации подвоза сельских детей в школу в принципе есть масса вопросов.
Ошибочное решение
Вопросы начинаются с того, что прописано в санитарных нормах и правилах и в прочих нормативных документах.
Нормы пешей доступности общеобразовательной школы – 500 метров в городе и
два километра в сельской местности. Если расстояние больше, то необходимо организовать подвоз школьников, но и в этом случае время в пути не должно превышать получаса, а сам подвоз должен осуществляться «специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей».
Должны быть сопровождающие, должны быть ремни безопасности, должны быть специальные пониженные ступеньки для малышей и так далее, и тому подобное. В то же время, жаловались родители «привозных» учеников Куньинской школы, занятый на подвозе рейсовый автобус высаживал школьников на автостанции, откуда ребята шли до школы самостоятельно.
Идея договориться с транспортниками, чтобы автобус подвозил школьников прямо к образовательному учреждению, так и не была реализована – якобы там нет соответствующей площадки. Мамам оставалось только переживать или рассчитывать на старших детей, которые присмотрят за младшими… И нарекания были не только к техническому состоянию автобусов (выпущенные на маршруты машины нередко ломаются), но и к их санитарному состоянию, к элементарной чистоте.
«Отправишь ребёнка в школу в чистом, а он уже после автобуса такой, что хоть снова всё стирай», – жаловалась одна мама.
Это, конечно, мелочи жизни. Но иметь с ними дело каждый день – как-то утомительно.
Закон не запрещает школам содержать свои собственные автобусы и возить на них учеников. Правда, где взять на это средства, закон не говорит. Доставка детей в школы сейчас полностью отдана на откуп транспортным предприятиям, которые решают задачу как производственную. И, кстати, тоже не так чтобы сильно свободно распоряжались деньгами.
Вопросы, касающиеся организации подвоза детей в школы Куньинского района, поднял в своих запросах председатель Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Лев Шлосберг. Письма были направлены в два ведомства, отвечающих за этот процесс, – в Государственный комитет Псковской области по транспорту и в Государственное управление образования региона.
«В связи с обращениями граждан, родителей учащихся МБОУ «Пухновская средняя общеобразовательная школа» Куньинского района, прошу рассмотреть вопрос о неудовлетворительном транспортном обеспечении подвоза детей в школу силами Государственного предприятия Псковской области «Славяне».
По информации родителей, расстояние подвоза для одного ребёнка в одну сторону увеличилось до 60 км, время в пути с остановками превышает 2 часа, что грубо нарушает нормы СанПиН о подвозе учащихся общеобразовательных организаций, отрицательно влияет на здоровье и успеваемость детей.
По мнению граждан, отказ от системы школьных автобусов и переход на регулярное транспортное сообщение силами ГП ПО «Славяне» является ошибочным решением, которое должно быть отменено».
В финале – надежда на благоприятный исход: «Благодарю Вас за сотрудничество».
«В соответствии, по расписанию»
Спустя месяц, в 20-х числах мая, пришли ответы. Первым – из транспортного ведомства за подписью председателя комитета Виталия Голикова.
«ГППО «Славяне» осуществляет подвоз учащихся в соответствии с договором, заключённым с МБОУ «Пухновская средняя общеобразовательная школа», по расписанию, согласованному с администрацией школы и администрацией Куньинского района.
Расстояние подвоза определяется необходимостью доставки учащегося в учебное заведение, время подвоза – временем следования автобуса со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозок.
Государственный комитет по транспорту и ГППО «Славяне» не определяют условия получения образования в Куньинском районе Псковской области».
Своеобразный стиль – «солнце светит, трава зелёная». Комитет по транспорту не отвечает за школы. Автобус едет столько, сколько едет. Полный дзен и другая метафизика.
И всё это действительно так. Например, в случае с Настей время пребывания в пути зависит от состояния дороги. А по той дороге, которая имеется в наличии, хоть километраж и не запредельный, быстрее 40 километров в час автобус никак не идёт. Плюс само качество поездки и комфорт в пути.
Дальше – чуть предметнее: «На маршруте № 643 «Кунья – Кресты» перевозка осуществляется автобусом ПАЗ 32053 вместимостью до 38 человек, в соответствии с действующим расписанием.
Количество мест достаточно для перевозки учащихся и следующих по маршруту пассажиров. Присутствие в салоне четырёх пассажиров, следующих до посёлка Кунья, никаким образом не повлияло на перевозку учащихся. Учащиеся следовали с сопровождающим. Замечаний по организации перевозки от администрации МБОУ «Пухновская средняя общеобразовательная школа» не поступало.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, «школьный автобус» должен принадлежать на праве собственности или ином законном основании образовательному учреждению.
Государственный комитет Псковской области по транспорту считает, что передача автобусов школам, тем более находящимся в удалённых сельских населённых пунктах, приведёт к снижению безопасности перевозки учащихся».
Возможно, это справедливо. Ведь даже если автобусы передадут школам, необходимо обеспечить их техническое обслуживание, амортизацию и прочие требующие затрат мероприятия. При курсе на всеобщую оптимизацию – сомнительно, что образовательные учреждения получат средства на «непрофильную» деятельность.
Затем отписалось и само образовательное ведомство. В письме отмечено, что «с апреля 2016 года начало действовать новое расписание движения автобусов по маршрутам № 643 «Кунья – Кресты», 141 «Долговица – Гладыши – Затурщина – Боровково», которое позволило оптимизировать время подвоза учащихся».
И самое существенное – «до наступления нового учебного года (до 1.09.2016) в рамках областной целевой программы обновления подвижного состава предполагается рассмотреть возможность выделения денежных средств на покупку нового автотранспортного средства ГППО «Славяне» для подвоза учащихся МБОУ «Пухновская средняя общеобразовательная школа».
Правда, обещать – не значит жениться, а «рассмотреть возможность» – ещё не «купить».
Чем ближе, тем лучше
Решит ли покупка нового автобуса проблему? Да, поездки станут комфортнее. Но это не стратегическое решение.
– Ещё несколько десятков лет назад хотя бы начальная школа была в каждой деревне. Сегодня демографическая ситуация объективно не позволяет обеспечить наличие начальной школы в каждом населённом пункте. Но при организации образовательного процесса надо закладывать максимально возможную близость школы к дому, и особенно это важно именно для начальной школы. Всякая дорога выматывает, и ребенка тем более. И, к сожалению, я не вспомню, чтобы где-то этот подвоз был организован хорошо, – говорит Любовь Жильцова, депутат Псковского областного Собрания (фракция «ЯБЛОКО»).
Любовь Васильевна перечисляет: первая проблема в том, что это – рейсовые автобусы. Дети привязаны к расписанию рейсового автобуса и едут «на общих основаниях», вместе с другими пассажирами.
Рейсовый автобус не собирает детей по дворам. Некоторым ребятам приходится ещё от своей деревни несколько километров пройти до остановки, чтобы сесть в автобус и доехать до школы. Высаживают всех пассажиров тоже на автостанции. Вокзалы, автовокзалы, всем известно, – не самые благополучные места. Оттуда дети должны сами дойти до образовательного учреждения.
Последний рейс автобуса, как правило, отправляется около 16 часов. Младшие дети, у которых занятия заканчиваются раньше, вынуждены где-то болтаться, старшие – торопиться. И, как правило, при такой привязке к рейсу не остаётся возможностей посещать школьные кружки и секции – потому что потом не попадёшь домой.
– Как бы ни убеждали в том, что качественное образование можно получить только в большой школе, я не вижу, чем в смысле ресурсной базы крупные школы отличаются от малокомплектных. Тут важнее человеческий фактор – педагоги, люди, которые работают с детьми, их отношение и заинтересованность, вознаграждение, которое они получают за свой труд, – говорит Любовь Жильцова. – Если всё это присутствует, то лучшая школа – это та, которая рядом с домом.
Но если уж нет возможности содержать эти «близкие» школы, нужно очень чётко организовать подвоз.
Но пока самые «чёткие» в плане организации подвоза детей – это родители с машиной. За свой счёт.
Ольга ВОЛКОВА.