Концепция безопасного города

Что нужно изменить в проектировании Пскова, рассказывает Алексей КАНИЩЕВ

39
На улице Розы Люксембург стоят ограждения, которые создают визуальный коридор для автомобилистов, и те сильно разгоняются.

Смерти и травмы на дорогах можно свести к минимуму, а улицы сделать уютными, используя при проектировании городского пространства подход Vision Zero. В этом уверен архитектор, кандидат в Псковскую городскую Думу по округу №5 Алексей Канищев.

Большинство проблем можно решить, если строить город по новым, современным регламентам, поэтому основная задача, которую ставит перед собой в гордуме Алексей Канищев – принять новые регламенты градостроительства, аналогичные тем, что уже успешно работают в Москве и Санкт-Петербурге. В качестве проблемных точек главный конструктор архитектурного бюро сходу назвал несколько.

Близость к школам

«Есть одна большая зона – возле школы № 23, — говорит Канищев. — Улица Розы Люксембург в принципе сделана неправильно с точки зрения безопасности, но особенно возле школы. Там стоят ограждения, которые создают визуальный коридор для автомобилистов, и те сильно разгоняются. Здесь нужно сделать дорогу с искусственными изгибами, которые автоматически снизят возможность разгона: снизится и скорость основного потока, и, как следствие, возможности наезда на пешеходов».

Кроме того, отмечает Алексей Канищев, от школы к домам идет пешеходный переход, с двух сторон он ограничен лежачими полицейскими, причем на большом расстоянии: «Подъезжая к этим полицейским, люди снижают скорость, но потом, чтобы компенсировать потерянное время, сразу начинают разгоняться. И разгоняются как раз к самому пешеходному переходу. Это абсолютно ошибочная стратегия».

По мнению архитектора, если следовать стратегии Vision Zero, пешеходный переход в этом месте нужно поднимать практически на один уровень с тротуаром. Автомобилисты смогут проехать этот переход только на низкой скорости.

Перекресток Красноармейская-Киселева нужно переделывать: здесь переходит дорогу много детей. Вся улица должна иметь ограничение по скорости в 40 км/час.

Опасные перекрестки

Еще одна точка – перекресток Красноармейской и Киселева. «Единственное, что там ограничивает людей от скорости 79 км в час, это перерытая дорога, засыпанная щебёнкой, — уверен Алексей Канищев. — Этот перекресток нужно обязательно переделывать: здесь расположена музыкальная школа, детский бассейн. Здесь переходит дорогу много детей. Вся Красноармейская улица должна иметь ограничение по скорости в 40 км/час».

По мнению Канищева, здесь необходимо создать принцип непрерывного тротуара – когда главная дорога сделана прямой линией с сужениями, перед которыми автомобили обязательно снижают скорость: так как человек боится повредить машину. «И не нужно никаких дополнительных лежачих полицейских, — убежден кандидат в гордуму. — Такая же ситуация на перекрестке улиц Киселева и Розы Люксембург».

Невидимые велодорожки

«В Пскове практически полностью отсутствует какая-либо велоинфраструктура, — говорит Канищев. — Хотя, например, добираться до работы или школы на велосипеде было бы удобно. Но большинство людей отказываются от этого по той причине, что просто негде ездить или же это небезопасно. Если ехать по дороге, могут сбить, а по пешеходному тротуару – куча переездов, куча неудобных перекрестков, везде нужно спешиваться».

По уму велосипедная инфраструктура должна подразумевать непрерывное движение.

«Вот тот же Октябрьский проспект, — приводит пример Алексей Канищев. — Там сделали много велодорожек. Везде их вроде бы нарисовали, но они все оборваны. Велосипедисту приходится обязательно останавливаться, смешиваться в одном потоке с пешеходами, потом снова заезжать на велодорожку. И, кроме того, пешеходы сами часто не понимают, что идут по велодорожке. Например, на Кузнецкой, нет ни маркировки, ни цветографической информации. А велодорожка должна выделяться, и она должна быть непрерывной».

По улице Максима Горького автомобили разгоняются и не пропускают пешеходов.

Коварные парковки

Перекресток Максима Горького и Красноармейской – проблематичный для переходов. По улице Максима Горького автомобили разгоняются, и люди, идущие с Красноармейской к медучилищу, подвергаются большой опасности, так как часто автомобили не пропускают пешеходов. Здесь нужно создавать специальные карманы, которые позволят ограничить зону возле перекрестка от парковки автомобилей, чтобы они не закрывали вид на пешеходный переход.

Для этого создаются треугольники безопасности, которые ограничивают возможность парковки в зоне перехода, туда становится физически невозможно поставить машину. Здесь это нужно сделать с двух сторон. Плюс островок безопасности посередине с заужением проезжей части, чтобы островок было видно водителям задолго до самого перекрестка.

Разрешимые проблемы

Алексей Канищев считает, что первая и самая главная причина того, все эти вопросы не решались раньше – это работа проектировщиков, которые используют решения, не менявшиеся с 50-х, 70-х годов. Эти стандарты устарели и не соответствуют современной дорожной сети в плане безопасности и водителей, и пешеходов.

«Нужно принять городской регламент, который будет обязывать при проведении любых работ учитывать современные решения, — уверен Канищев. — Подход Vision Zero успешно используется в Санкт-Петербурге. Москва в этом плане тоже очень старается соответствовать европейским стандартам».

Псков же гораздо меньше, здесь нет таких широких магистралей, как Кутузовский проспект в Москве, где, кстати, решения Vision Zero применяются. «В нашем городе применять такой подход будет намного проще, поскольку у нас нет крупных артерий, кроме Рижского и Октябрьского проспектов, которые по Vision Zero можно сделать очень безопасными и очень комфортными улицами, — уверен Канищев. — Более того, можно сделать их не только транспортной магистралью, но еще и красивыми пешеходными территориями, где будет комфортно всем».

Опыт других стран показывает, что применение этих технологий делает более привлекательной саму недвижимость, даже если окна выходят на улицу. «Недвижимость становится дороже», — отмечает конструктор архитектурного бюро.

Что делать?

Нужно принять на городском собрании депутатов соответствующий регламент, по которому проводились бы все дальнейшие работы, уверен Алексей Канищев: «Стоимость работ сильно не увеличивается, регламент не предполагает каких-то суперглобальных изменений, только в самом процессе проектирования, когда сразу вносятся современные элементы дорожной сети или благоустройства. А сейчас мы экономим на спичках, а в итоге платим жизнями и здоровьем наших граждан».

При этом кандидат в депутаты Псковской городской думы уверен, что те профессионалы, которые сегодня работают над проектированием псковских объектов, легко справятся с работой по новым правилам. «Это абсолютно несложно. Это предполагает небольшие изменения в проектную структуру. Конечно, проектировщики смогут это сделать. Более того, они прекрасно знают, как это сделать», — говорит от имени всего профессионального сообщества Алексей Канищев.

Концепция Vision Zero – это программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Она строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения.

В основе программы лежат два этических принципа: нетерпимость к гибели или тяжелому травмированию людей и недопустимость отношения к подобным авариям как к неизбежному злу автомобилизации.

В 2018 году на федеральном уровне в России принята стратегия безопасности дорожного движения, предполагающая значительное сокращение смертности на российских дорогах в ближайшее десятилетие. Составители во многом ориентировались на программу Vision Zero.

Изготовитель и заказчик: Зарегистрированный кандидат в депутаты Псковской городской Думы по одномандатному избирательному округу №5 Канищев Алексей Анатольевич, адрес: Псковская область, город Псков. Информация о тираже: 1000 экземпляров. Дата выпуска: 3 сентября 2024 года. Информация об оплате: агитационные материалы изготовлены кандидатом самостоятельно, на собственном оборудовании и без расходования средств избирательного фонда.