
В истории есть немало примеров, когда огонь помогал злоумышленникам избавляться от улик. И лучше всего в пламени исчезали неудобные для коррупционеров документы. Но пожар в кинодеревне в урочище Лосковское Новоржевского района – событие исключительное, ведь такие неудобные документы появились на свет как раз после того, как популярный туристический объект сгорел дотла.
Случай из следственной практики
Урочище Лосковское заполыхало 18 апреля, и первое сообщение об этом странном пожаре появилось на странице VK главы Новоржевского округа Любови Трифоновой. Грустное сообщение она сопроводила веселым эмодзи огонька и поспешила обвинить в возгорании местных жителей и туристов: «К большому сожалению, сгорела кинодеревня «Лосковское», которой новоржевцы так гордились. Вот к чему может привести бесконтрольный пал травы, халатность и безответственность людей».

Пожарные, прибыв в урочище, зафиксировали, что тушить уже нечего. Кинодеревня выгорела практически полностью – огнем остались нетронуты только мельница в изгибе реки Сороти и одиночный дом на самой окраине. Пресс-релиз областного ГУ МЧС бесстрастно протоколирует: «По прибытию к месту было установлено, что огнем уничтожено 13 из 15 временных строений (декораций)».
Предварительный осмотр выявил сразу три очага возгорания, и дознаватели почти сразу заявили – поджог. Информацию передали в правоохранительные органы, ведется доследственная проверка. Но можно легко предсказать, что дело о поджоге кинодеревни простым не будет. Ведь следователям предстоит здорово постараться, чтобы установить не только поджигателей, но и потерпевших.
Задача с тремя неизвестными
Спросите любого жителя Псковской области: кому принадлежит кинодеревня в урочище Лосковском, и вам уверенно ответят – режиссеру Дмитрию Месхиеву. Если попробовать выяснить этот вопрос через поиск в интернете, окажется, что Месхиева и СМИ, и блогеры называют то основателем, то владельцем объекта. Неудивительно, что после пожара Дмитрий Дмитриевич охотно раздавал полные горечи комментарии, например, вот такие:
«Всему рано или поздно приходит конец. Я в общем был к этому готов. Удивительно, что деревня простояла столько лет, что её не сожгли «добрые» люди раньше, потому что кинодеревня почему-то была периодически предметом вожделения и зависти самых разнообразных людей».
Жаль, что журналисты не уточнили у знаменитости, что за таинственные разнообразные люди вожделели кинодеревню, и что им мешало её захватить. Ведь очень скоро выяснилось, что сам Дмитрий Месхиев никаких прав на урочище Лосковское не имел вовсе. Причем уже давно.


В распоряжении редакции паблика «Граждане Новоржевского края» оказался договор аренды, который режиссер заключил с районной администрацией в далеком 2011 году. Согласно этому документу, Дмитрий Месхиев арендовал три гектара из фонда земель сельскохозяйственного назначения якобы для ведения личного подсобного хозяйства всего… за 2025 рублей в год. Нет, это не опечатка, сумма прописью — две тысячи двадцать пять рублей в год. Договор составили всего на 11 месяцев с возможностью продления, чтобы избежать ненужных формальностей. Но скоро вместо подсобного хозяйства на территории урочища вырос киногородок. О нарушении условий аренды никто не беспокоился, договор просто не стали продлевать — согласитесь, изящное решение проблемы. Так что и аренду никто не оплачивал. И за пожарную безопасность на объекте никто не отвечал.
Получается, что кинодеревня в Лосковском – которую нахваливали чиновники от главы района до губернатора – самозахват и самострой.
А кто тогда Месхиев? Самозванец?
Дело было в Лосковском
Деревню Лосковское жители покинули еще до Великой Отечественной войны. С тех пор место урочища пустовало. Дмитрий Месхиев потом рассказывал, что не только построил там кинодеревню, но даже «дорогу сделали полностью». Последнее за давностью лет уже не проверить, а вот несколько срубов из других деревень в Лосковское действительно привезли для съемок мини-сериала «Василиса Кожина». Режиссером в титрах указан Антон Сиверс, но начинал снимать проект Месхиев. Живописное место в излучине реки Сороти оказалось очень киногеничным и удобным для съемок, так что скоро он вернулся сюда с «Батальоном», затем — с сериалом «Стена».

Зачастили в Новоржевский район и другие режиссеры – всего за 14 прошедших лет в Лосковском сняли около тридцати фильмов и сериалов, среди которых «София», «Гоголь», «Казачок». Но туристическая слава к кинодеревне пришла после выхода на экраны «Холопа».
Баллада о холопе
Комедия почти полностью снималась в Лосковском, режиссер Клим Шипенко вспоминал, что съемочной группе пришлось для этого радикально перестроить деревню: «Её нам пришлось увеличивать раза в два, прежде там было всего несколько построек», — рассказывал он в интервью Forbes.


О затраченных усилиях создатели картины не пожалели: при общем бюджете в триста с небольшим миллионов «Холоп» собрал в прокате более трёх миллиардов рублей и стал самой успешной картиной за последние годы. Об успехе говорит и то, что иностранцы выстроились в очередь за покупкой франшизы, и скоро «Холопа» пересняли на монгольском, французском, турецком и казахском языках.


После такого оглушительного успеха киноленты в прокате фанаты рванули в Лосковское, чтобы сфотографироваться на память на фоне декораций, продюсеры начали готовиться к съемкам второй части, а Месхиев… Стоп, а при чем тут Месхиев? Его договор аренды на участок истёк за семь лет до этого, режиссер у картины – другой, в списке продюсеров фамилии Месхиева нет и даже полюбившиеся туристам декорации, оказывается, строил не он. В общем, ни к кинодеревне, ни к «Холопу» Месхиев отношения не имел. Но это официально.
Вот моя деревня… Или не «женская собственность»
А реально в мире кино никто не сомневался, что кинодеревня принадлежит Дмитрию Месхиеву, и чтобы снимать на её территории, необходимо договариваться с ним, о чем «киношники» иногда открыто писали в блогах. Может, недоразумение?


Псковские СМИ тоже предпочитали брать комментарии о съемках в кинодеревне у Месхиева. И анонс начала съемок картины «Холоп-2» первой опубликовала пресс-служба псковской театрально-концертной дирекции, в состав которой входит театр драмы имени Пушкина, где Месхиев числится худруком. Совпадение?
Участники съемочной группы «Холопа-2» на условиях анонимности рассказали, что каждый день аренды кинодеревни обходился создателям картины в 300 000 рублей. Клевета?
Кстати, если сумма с пятью нулями кажется вам завышенной, то для кино такие расходы в порядке вещей. Первый «Холоп», например, должен был сниматься за 160 миллионов рублей, но съемки в Лосковском стали причиной увеличения сметы аж на сорок миллионов:
– Сыграло роль всё сразу: и расширение деревни для съемок, и актеры, которых мы на первых порах не закладывали, и поездка в Псковскую область, – рассказал в интервью Forbes продюсер проекта Таймураз Бадзиев.
Так что на создание второй части в интерьерах кинодеревни продюсеры сразу заложили аж 768 миллионов рублей. Сколько из них заплатили за аренду площадки — секрет. Кому заплатили — тоже. Но зато известно, что Новоржевский район, на чьей земле шли съемки, ни копейки из этих средств не получил.

Выгодный контракт
Вообще роль Месхиева в съемках «Холопов» так и осталась бы за кадром, если бы не принципиальная позиция избранной от «Яблока» главы Новоржевского района Софьи Пугачевой в 2022 году:
– Всё началось с того, что мы решили поставить на баланс дорогу до кинодеревни, — вспоминает Софья Пугачева. — Это был уже значимый туристический объект, и все в районе, и я тоже, были уверены, что у него есть собственник — Месхиев. И я очень удивилась, когда обнаружилось, что даже договор аренды на участок не продлевался все эти годы. Известно это стало незадолго до съемок картины «Холоп-2», тогда Дмитрию Дмитриевичу тоже хотелось решить этот вопрос, он даже оплатил задолженность за минувшие годы. Но до подписания нового договора дело так и не дошло.
Задолженность за десять лет человек с киноаппаратом оплатил в ценах 2011 года. То есть перечислил району невероятно щедрые двадцать с небольшим тысяч рублей. А вот подписывать новый договор, в котором ему предложили не прикрываться подсобным хозяйством, а честно прописать, как используется земля, не торопился. Дождался, пока Софья Пугачева уйдет в отпуск, и подослал своего представителя уже к ее заместителю:
– Пришел какой-то непонятный человек, сказал, что он от Месхиева, и стал настаивать, что надо продлить прежний договор, — вспоминает Константин Скоморохов, замещавший главу района. — Я отказал, конечно. Тогда он попытался согласовать со мной съемки «Холопа-2» в кинодеревне. Я говорю: «А вы какое к этому отношение имеете? Месхиев какое отношение имеет? Вы вообще кто?». В общем, в итоге «Холоп-2» точно снимался без какого-либо согласования с районом. Мы имели полное право вызвать полицию и потребовать пресечь незаконную массовую акцию в так называемой кинодеревне.
Обращаться в полицию администрация района тогда не стала — съемки кино для жителей соседних деревень были неплохой возможностью заработать, они-то в чем виноваты?
Человек с киноаппаратом
А может, мы зря прицепились к Месхиеву? Подумаешь, не платил десять лет аренду — все равно же копейки. Сжульничал при составлении договора и скрыл, как будет использовать участок на самом деле. Ничего себе «скрыл» — вся область знала. А денег за съемки с коллег он может и не брал — не доказано. И вообще, вдруг, у киношников принято так вести дела: пока все бумажки и разрешения соберешь — натура уйдет. Скорее, камера, мотор!

Но нет. В Псковской области снимается немало фильмов и за пределами кинодеревни. Администрация губернатора даже запустила программу рибейта — частичного возмещения расходов съемочных групп при соблюдении ряда условий. И этой возможностью уже воспользовались создатели двух картин — «Я делаю шаг» и «Плакать нельзя».
Последняя снималась в Гдовском районе. Продюсер ленты Вадим Быркин потом с уважением отзывался о содействии районной администрации, которую тогда возглавлял Юрий Павлов:
– Было распоряжение губернатора, после этого определены потребности для съемок, состоялось большое совещание в администрации с участием глав ГИБДД, военных, УВД, МЧС, администрации, транспортников, в том числе присутствовал онлайн глава Гдовского района (у нас там были съемки).
Так что беспорядок в документах в кино — совсем не норма. А еще несложно заметить, что с завершением съемок Дмитрий Месхиев про кинодеревню просто… забывал. Туристы неоднократно рассказывали о мусорных кучах, которые оставались в урочище после съемочных групп, и о том, что за территорией никто не следит. О пожарной безопасности и говорить нечего.
Сравните эту картину с другой известной кинодеревней в подмосковных Горках. Облюбованное столичными кинематографистами место съемок с самого начала на баланс взяла дирекция музея-заповедника «Горки Ленинские». Кстати, рядом с кинодеревней там есть и киногородок. Осенью 2023 года в нем вспыхнул пожар, совсем как в урочище Лосковском, с одним важным отличием: на месте был сторож, который вызвал спасателей, и возгорание быстро ликвидировали.
Длинное, длинное дело
Кто мог поджечь кинодеревню, зачем он это сделал и что, не менее важно, кто отвечал (или преступно не отвечал?) за безопасность объекта — все это теперь выясняет полиция. Наша редакция, со своей стороны, отправила запросы в официальные органы, чтобы получить ответ — как так вышло, что в Новоржевском районе вот уже полтора десятка лет проводятся, как нам кажется, не совсем законные массовые мероприятия на территории, вовсе для этого не предназначенной.

А вот от прямых обвинений Дмитрия Месхиева мы воздержимся. И даже не станем терзать его вопросами. А вместо этого предлагаем оценить два логлайна — так в кино называют очень краткий пересказ фильма.
Первый. Драма невероятно отзывчивого человека, который душу вложил в строительство кинодеревни, где помогал друзьям снимать кино. Разумеется, все совершенно бесплатно. Но злопыхатели и завистники сожгли деревню, а героя оклеветали.
И второй. Плутовской кинороман об удачливом и циничном авантюристе, который использовал свои связи, чтобы за бесценок заполучить землю. Он не любит делиться, годами не платит грошовую арендную плату, хотя пересдает объект за сотни тысяч рублей. И все бы сошло ему с рук, когда б не таинственный поджог, разбираться с которым приходится полиции…
Дмитрий Дмитриевич, на ваш взгляд, в каком сюжете меньше фальши? Снимать не предлагаем — кинодеревня сгорела.
Илья Янин