В марте Изборск прогремел на всю Россию – реставрация крепости оказалась одним из эпизодов масштабных хищений в Министерстве культуры РФ. Во второй половине мая в Изборск должна прибыть специальная инспекционная комиссия Минкульта. Цель визита – прозреть. То есть зафиксировать все «дефекты и нарушения, допущенные при реставрации ансамбля Изборской крепости».
Заметим, что если высокая инспекция и впрямь доберется до наших мест, то особенно напрягаться ей здесь не придется. Потому что еще два с половиной года назад печальную работу по фиксации нарушений выполнили независимые эксперты. Но они так и не смогли добиться от Минкульта хоть какой-то реакции на свое заключение, в котором помимо оценки ущерба содержался еще и перечень спасательных работ по 18 объектам. Два с половиной года бездействия чиновников лишь усугубили состояние искалеченных памятников.
Но зафиксировать дефекты – это даже не полдела. Это начало огромного пути, который должен был начаться пять лет назад – в преддверии 1150-летия Изборска. Если бы перед организаторами изборского юбилея действительно стояла задача отреставрировать памятники, а не освоить юбилейный бюджет…
Предсказанная трагедия
Сегодня можно уверенно говорить, что трагедия Изборска началась за год до начала ударных во всех смыслах работ.
Еще в 2011 году было очевидно, что средства, запланированные на реставрацию, распределены крайне неравномерно. Специалисты сразу говорили, что на 2011 год их выделено совершенно недостаточно – 30 млн. руб., а на 2012 год они запланированы в таком объеме – 300 млн., – что невозможно освоить.
Причем губернатор Псковской области Андрей Турчак тогда лично предупреждал потенциальных подрядчиков в лице ЗАО «Реставрационная мастерская № 1», что обещанные 300 млн рублей из федерального бюджета в самом лучшем случае придут в конце первого квартала 2012 года (то есть за полгода до торжеств). Но предупреждал не затем, чтобы обезопасить Изборскую крепость от надвигающейся дикой штурмовщины. Просто хотел услышать нужный ответ: да, сделаем всё и в любые поставленные сроки.
И «выморозил» этот ответ, хотя ведущие псковские реставраторы возражали: никаких авралов, никакой гонки в Изборске быть не должно! Хотя бы потому, что сроки в реставрации – это тоже технология, которая должна безупречно соблюдаться. Но о каких технологиях речь, если на кону 300 млн рублей?
Впрочем, не всем эта сумма казалась значительной. Подрядчик, который в конце концов взялся ее осваивать, видал бюджеты и пожирнее.
Это был следующий акт изборской трагедии: на псковскую землю пришло ЗАО «БалтСтрой» (Санкт-Петербург). Название этой компании сегодня известно едва ли не каждому россиянину. В уголовном деле, в рамках которого среди других фигурантов был арестован и ее генеральный директор Дмитрий Сергеев, Изборск является лишь одним из эпизодов. В 2012 году «БалтСтрой» прожевал и выплюнул, точнее, вытеснил с конкурса на ремонтно-реставрационные работы в Изборске «Реставрационную мастерскую № 1», которая начинала работы на объекте (причем в долг – под честное губернаторское слово).
Формально псковский подрядчик не был допущен к конкурсу из-за отсутствия лицензии: срок ранее действовавшей лицензии истек, а продлить ее было просто некому из-за реорганизации Министерства культуры РФ. Но самое интересное, что лицензии не было и у «БалтСтроя» – он получил её уже после заключения контракта на Изборск. Причем в один день с «Реставрационной мастерской №1», 25 мая 2012 года.
Тем не менее, петербургская фирма, которая в отличие от псковского подрядчика никогда ранее не работала в Изборске, получила единогласное одобрение членов конкурсной комиссии. Несмотря даже на менее привлекательные условия заявки: «БалтСтрой» оценил свою работу дороже (на 13 млн рублей), а гарантию давал не 10 лет, как псковичи, а 4 года и 7 месяцев.
В чем причина такого благоволения к будущему фигуранту уголовных дел? Есть такое волшебное слово – коррупция.
Информация о том, что псковская фирма отказалась платить откат, который от нее требовали от имени неких лиц, представляющих Министерство и организатора открытого конкурса, появилась еще весной 2013 года. Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг провел свое расследование и в мае того года опубликовал его в «Псковской губернии». Речь шла о 20% от суммы контракта, то есть о 60 млн рублей. Говорят, что это минимум: по распространенной информации, откаты по государственным контрактам в сфере, подведомственной Министерству культуры, составляют до трети от суммы госконтракта.
Нетрудно предположить, кто же сдал тот «кандидатский минимум», если в последний день подачи документов на изборский конкурс заявился «БалтСтрой». И выиграл. И начал делать то, чего так боялись специалисты: осваивать средства любой ценой.
Изюмительно
Результаты «освоения» проявлялись быстро и страшно. Но замминистра культуры Григорию Пирумову, который побывал в Изборске 13 сентября 2013 года, всё очень понравилось. Фраза, произнесенная им тогда, крепко засела в памяти изборян: «Остаются последние штрихи, которые эту изюмину окончательно украсят».
Сегодня господин Пирумов находится под арестом, также как и его заместитель Олег Иванов (он же руководитель подведомственного министерству ФГКУ «Центрреставрация»), генеральный директор ЗАО «БалтСтрой» Дмитрий Сергеев и управляющий этой компании Александр Коченов, советник гендиректора ООО «Линнит-Консалт» Никита Колесников, директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ Борис Мазо.
Порой хочется представить: а где бы сейчас находились все эти прекрасные люди, если бы они хоть изредка выполняли свои профессиональные обязанности? Имеется в виду даже не лихой подрядчик в лице «БалтСтроя», а чиновники от культуры, которые должны были его контролировать. Которым во имя собственной безопасности стоило бы прислушиваться к мнению настоящих специалистов. Ведь все сами знаете, под кем ходят. На каждого сами знаете где заготовлена папочка. Как же не постараться, чтобы эта папочка была потоньше? Или будущие фигуранты даже представить не могли, что однажды следствие заинтересуется культурой с ее нищим бюджетом?
А ведь независимая комиссия профессионалов их обо всем предупредила официально. В Изборск в начале ноября 2013 года приезжали архитекторы-реставраторы и археологи из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода во главе с Михаилом Мильчиком – кандидатом искусствоведения, членом методсовета Минкультуры РФ и Российского комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, лауреатом премии им. академика Д. С. Лихачева. Комиссия увидела Изборск буквально спустя два месяца после «изюмительного» визита Пирумова. Итоги своего обследования эксперты незамедлительно представили в Министерство культуры. Но в ответ получили отписку от арестованного ныне Олега Иванова. В ней сообщалось, что все виды и объемы работ подтверждаются соответствующими документами, а вопрос о качестве этих самых видов и объемов был полностью проигнорирован.
Игнорируют до сих пор. После арестов, последовавших в марте 2016 года, министр культуры Владимир Мединский заявил, что шокирован. Насколько можно было понять, министра привели в ужас не открывшиеся факты коррупции, а факт ареста своего заместителя. Впрочем, министерский шок можно было толковать по-разному: ничего не знал, неужели это правда, давайте подождем окончания следствия.
Давайте подождем. Но сейчас главный вопрос уже не в том, кто и как «пилил» Изборск. Главный и срочный вопрос – когда начнутся спасательные мероприятия?
«Теперь Изборску нужна реставрация после реставрации, – считает руководитель регионального отделения «Яблока» Лев Шлосберг, который три года назад предупреждал о масштабной коррупции в Изборске. – Государство научилось воровать на всём – на бизнесе, на здоровье и образовании людей, на пенсионном обеспечении, наконец, на культуре. Они ведь не просто украли средства налогоплательщиков. Они при этом попытались разрушить, украсть у народа один из символов Родины. И сделали это. Во всяком случае, изувечили Изборск.
Поэтому я хочу, чтобы этих воров судили не только по статьям «Хищение государственного имущества», «Мошенничество» и прочее, причитающееся в таких случаях, а в первую очередь по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Потому что это преступление – главное, самое тяжкое, самое неискупимое.
Практики таких дел по России почти нет. Государство не хочет применять закон и защищать поруганную современными варварами культуру. И тем самым разрушает себя, превращает в пыль истории. Когда новое Российское государство будет становиться на ноги, спасение Отечества оно начнёт с настоящей реставрации Изборска».
Нина НАУМОВА.