Дороги - одна из главных проблем Гдовского района

Известно, что дороги в России плохие. Но в Гдовском районе с ними совсем беда. Если к остальным своим райцентрам Псковская область уже построила более-менее современные ровные трассы, то дорога на Гдов пока так и не дождалась капитального ремонта. Еще хуже обстоят дела с внутрирайонными дорогами. Крупнейшие населенные пункты района не имеют нормальной транспортной связи с районным центром.

Когда нет хорошей дороги, люди реже ездят из пункта А в пункт Б. Нарушается связь между поселениями, люди перестают общаться и обмениваться товарами и услугами, появляются «медвежьи углы» – вымирающие деревни, где остались только те, кому некуда уехать.

Напротив, хорошая дорога – это подспорье для бизнеса, это возможность жить в одном месте, а работать — в другом, это развитие туризма. Гдовский район, чтобы жить и развиваться, кровно нуждается в хороших дорогах.

Чернево — Гдов

Дорога в Чернево лежит через глухой лес и поля. Жилые дома по пути нечасто встретишь. Ехать придется больше часа, и это если сухо. В сырую погоду не каждый рискнет отправиться в путь: грунтовая часть дороги расплывается так, что, по словам местных жителей, только опытный водитель сумеет вывести машину.

И вдруг после долгого и медленного пути посреди леса ты видишь обширную и густонаселенную деревню. Удивительное дело, в такой глуши – и островок цивилизации! Такое впечатление складывается из-за дороги. На самом деле, от Гдова до административного центра Черневской волости всего 34 километра. По нормальному асфальту это двадцать минут пути.

Директор Подборовской средней школы Людмила Кошелькова, которой приходится бывать в Чернево по работе, говорит, что дорога «ужасная всегда»: «Зимой мы ездили туда на совещания несколько раз. Везде все подтаяло, и можно проехать, а мы юзом добираемся до школы. Я спрашиваю: «А почему так?» Водители говорят по-простецки: «Из-за леса не попадает солнышко, чтобы помочь этому катку растаять».

При этом Чернево — не маленькая заброшенная деревенька. Это центр волости, и сегодня там живет более четырехсот человек, что довольно много по псковским меркам. Но до войны в Чернево жили без малого две тысячи человек! Поселок пустеет и превращается в глушь — просто потому, что не добраться.

Любимец — Гдов

Такая же история с поселком Любимец. Военный городок, застроенный многоквартирными домами, мог стать отдаленным микрорайоном Гдова: это всего в 20 км от крепости.

Но из них 4 км идут по старой военной бетонке. Участок дороги, вымощенный плитами, преодолеваешь за минут 15. В итоге весь путь до города занимает почти полчаса, хотя можно было бы без спешки добраться минут за 10.

Подвеску на машине приходится ремонтировать раз в полгода, говорит местный житель Виктор Тюлин: «Я вам скажу так, все эти бетонные плиты надо убирать, потому что из-за них разбивается полностью подвеска на машине. Дорогу раз в год ремонтируют, но не так, как хотелось бы. Самые большие ямы заделывают, но месяц-два – и эти ямы опять там же, только еще больше становятся. Чисто так, слегка подмажут. Причем подмазывают как: едет машина с асфальтом, за ней идет человек с лопатой, насыпает асфальт и ногой притаптывает. Ни асфальтоукладчиком, ни другой техникой не пользуются, все вручную. Где-то лопатой кинет – попадет кусок асфальта в ямку, где-то не попадет. Вот такой ремонт дорог!»

Только из-за дороги люди не хотят брать жилье в Любимце. В поселке есть примерно 800 благоустроенных квартир. Большая часть из них имеет хозяев, но «в реальности там живет очень мало народа», говорит Виктор Тюлин: «Процентов на семьдесят там не живут как раз из-за дороги. Была бы нормальная дорога – люди жили бы там».

Есть жилье, рядом есть лесоперерабатывающее предприятие — казалось бы, почему не жить поселку? Но численность населения там неуклонно снижается. Плохая дорога выматывает. Вроде и недалеко, но нервы каждый день тратить жалко.

Кятицы – Самолва

«Места у нас интересные, привлекают туристов, люди едут на экскурсии. У нас здесь и место Ледового побоища, и бюст Александра Невского, и памятный крест – все стремятся посмотреть эти места. Да и музеи у нас необычные: например, частный музей рыбацкого края, культурно-досуговый центр «Самолва», – рассказывает глава Самолвовской волости Валентина Лопатева.

По дороге Кятицы – Самолва постоянно едут туристы, говорит Валентина Николаевна. Однако напичканные электроникой современные двухэтажные автобусы с трудом одолевают песчано-гравийный путь: «Им нужен асфальт, как в Европе. К нам по такой дороге автобусы не хотят ехать. И это сдерживает развитие края».

«Это сезонные дороги. Они есть, пока сухо и снегов нет. И туристы к нам приезжают, только пока дороги есть, летом. А все остальное время никого тут нет», – подтверждает житель Самолвы Иван Яхнов.

Гравийная дорога нуждается в постоянном грейдировании. А с этим проблема: средства на содержание дорог выделяются по нормативам, а нормативы рассчитываются исходя из числа местных жителей. Никаких туристов или дачников нормативы не учитывают. Получается, что физическая нагрузка на дороги гораздо больше, чем способен выдержать районный бюджет. Вот и остается только пускать грейдер прямо накануне фестиваля военно-исторической реконструкции, чтобы хоть раз в год, к «Ледовому побоищу», Самолва была доступна всем желающим.

«С каждым годом все больше и больше поток машин, он просто огромный, что же делать?! Я в прошлое воскресенье ехала на автобусе из Пскова – машины просто потоком льются. Дачников много, дети приезжают, машины же теперь у всех. А автобусам с туристами не проехать! В этом году начали делать ямочный ремонт. Обещали подсыпать ямы. Проложили 4 км асфальта. Будем надеяться, что будет какой-то прогресс», – не теряет оптимизма Валентина Лопатева.

«Все эти дороги — регионального значения. Содержанием занимается ГБУ «Псковавтодор», а район сейчас только может обратиться в область с просьбой о включении участков дорог в план капитального ремонта, – поясняет глава администрации Гдова, кандидат на должность главы Гдовского района Юрий Павлов. – В большинстве случаев ответ будет отрицательным, хотя что-то делается. Пример: Гдов — Устье, два километра нового асфальтового покрытия».

В настоящее время, рассказывает Юрий Сергеевич, готовится передача части региональных дорог на уровень районов. «Денег на содержание дадут немного, а вся ответственность ляжет на район», – говорит он. Система, прямо скажем, несправедливая, и единственное, что могут тут районные власти, — делать все возможное, работать так, чтобы у людей не возникало ни тени сомнения, что деньги уходят куда-то не туда.

С прошлым главой района такой уверенности не было.

Светлана ВЕТКИНА.