После прошедших в сентябре 2021 года выборов жители Великих Лук предсказуемо не увидели ни кардинальных, ни хотя бы начинающихся перемен к лучшему. Социальные сети всё так же пестрят множеством комментариев по поводу качества реальной жизни великолучан. Это привычные и болезненные темы: проблемы с освещением улиц, с уборкой города, с состоянием дорог и тротуаров, очередной срыв срока сдачи пресловутого подземного перехода – 30 ноября…
Не в первый раз горожане активизировали в соцсетях и тему общественного транспорта в Великих Луках.
Невыгодные маршруты
Как известно, с 2005 года южная столица региона в этом плане совсем не похожа на Псков. Основную часть городских маршрутов обслуживают «юридические лица и индивидуальные предприниматели с использованием автобусов малого и среднего класса», то есть маршруток. И претензий к такой организации общественного транспорта у горожан накопилось много.
С одной стороны, микроавтобусы передвигаются по городу быстрее автобусов, и есть маршруты, где время их ожидания действительно составляет около 5 минут, да и новые комфортные маршрутки выходят в рейсы.
С другой стороны, люди не прекращают писать о том, что с детскими колясками воспользоваться таким специфическим городским транспортом невозможно. Проблематично забраться в маршрутку пожилым и маломобильным гражданам.
Кроме того, есть «невыгодные» маршруты, которые не любят перевозчики, и часть горожан живёт в ситуации, когда общественный транспорт они ждут по часу (и далеко не всегда дожидаются), но даже в таком графике доступен он им не каждый день и/или в необходимое время суток.
Например, есть ряд городских маршрутов, прекращающих работу около 18:00–19:00 и практически не работающих в выходные и праздничные дни. Что делать людям, работающим по другим графикам, да просто имеющим свои дела в других районах города, как добираться детям на учёбу, в кружки и секции? Эти вопросы люди задают много лет, но перемен к лучшему не видно.
«При проверках расписания движения автобусов соблюдаются»
А вот к худшему, по оценкам великолучан, есть: «С сентября 2021 года в Великих Луках стало практически невозможно пользоваться общественным транспортом в часы пик. Количество маршруток сократилось по ощущениям вдвое, а те, что остались, – забиты полностью до такой степени, что даже стоя проехать не получится (учитываем, что ехать стоя скрюченным в три погибели – это такое себе удовольствие, а платишь как за сидячее место), нормально доехать до работы в 8 утра не представляется возможным. Третий месяц уже нервы трепать каждый будний день надоело, поэтому пишу сюда в надежде на хоть какие-то позитивные изменения», – говорится в одной из жалоб на сайте губернатора Псковской области.
Автора поддержали в социальных сетях, судя по комментариям, он далеко не единственный, кто видит ухудшение ситуации. А вот городские и областные чиновники с этим категорически не согласны.
«…Движения по муниципальным маршрутам осуществляются максимальным количеством транспортных средств и по расписанию, установленному техническими заданиями к заключенным государственным контрактам. Сотрудниками отдела планирования и контроля пассажирских перевозок ГБУ ПО «Псковавтодор» в городе Великие Луки в рамках контроля за соблюдением условий государственных контрактов регулярно осуществляются мониторинги работы перевозчиков в части соблюдения расписания на маршрутах. В целом при проверках расписания движения автобусов соблюдаются», – ответил на одно из таких обращений глава Администрации города Великие Луки Андрей Беляев.
А вот что ответил подписчикам группы ВКонтакте «Граждане Великих Лук» комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области:«Автобусы в городе Великие Луки курсируют согласно расписаниям, заявленным в государственных контрактах. Интервал движения в дневные часы по некоторым маршрутам составляет от 20 до 40 минут, что не противоречит условиям контракта. Расписания были составлены с учетом существующего пассажиропотока на каждом из направлений и количества транспортных средств у перевозчиков».
Что ж, великолучане за словом в карман не полезли: «Уважаемый Андрей Геннадьевич! Понимаю, что проще всего ответить копипастой из методичек, но давайте поступим иначе. Я призываю вас лично и весь остальной персонал администрации города на неделю отказаться от личного транспорта и пользоваться общественным, дабы на своем примере убедиться в исполнении так называемых «технических заданий» и соответствии этих норм объективной реальности. … Проблема реальна, люди страдают каждый день, но ответственные органы в один голос говорят, что всё хорошо», – так был прокомментирован одним из горожан ответ местных властей.
«Они не справляются с поставленной задачей»
Доказать своё мнение горожанам хоть и непросто, но всё же иногда удаётся. Так, проблемами общественного транспорта на общественных же началах с недавнего времени занимается великолучанин Александр Тихомиров, которого многие запомнили по истории строительства подземного перехода. И, например, его жалоба в прокуратуру на работу маршрута № 1 уже признана обоснованной.
«Подрядчиком, ООО «Автолайн», постоянно нарушаются госконтракты, связанные с перевозкой пассажиров. Проблемные маршруты, на которые часто жалуются горожане, это «1» и «3». «5» тоже вызывает негатив. Прокуратура уже согласилась с тем, что претензии к маршруту «1» обоснованы. Работающие на нём водители не доезжают в обычном режиме до заводов «Транснефтемаш» и «Велторф», также ООО «Автолайн» снижает количество машин на линии к вечеру, и они не справляются с поставленной задачей – курсированию по указанному в контракте графику. А на маршруте «3», по словам пассажиров, после 20-00 уехать не реально. После Нового года я лично буду проверять 3-й маршрут», – прокомментировал нам ситуацию Александр.

«Не на всех указанных маршрутах возможен запуск автобусов»
Добавим, что у медали есть и вторая сторона. Перевозчикам в Великих Луках не сказать, что слишком беззаботно живется. У горожан есть опасения, что вмешательство в их работу со стороны властей, которые уже не раз доказали свои способности к головотяпству, может даже ухудшить ситуацию.
Непродуманные меры действительно могут это сделать. Так, несколько лет назад из этого бизнеса ушёл очень адекватный перевозчик, работу которого в Великих Луках и Великолукском районе многие до сих пор вспоминают добрым словом – ИП Смирнов. Но, в конце концов, продуманность маршрутов и заключение контрактов с определёнными условиями – это как раз и есть работа властей, которые создали существующую транспортную ситуацию в городе.
На последние жалобы об ухудшении ситуации региональные власти отвечают жителям Великих Лук, что «… на сегодняшний день в Псковской области, к сожалению, отсутствуют перевозчики, обладающие подвижным составом большого и особо большого класса в количестве, достаточном для обслуживания городских маршрутов г. Великие Луки, а также заинтересованные в их обслуживании».
В связи с многочисленными обращениями граждан в 2021 году рассматривался вопрос запуска автобусов большого класса на городские маршруты города Великие Луки. По предложению администрации города рассматривались четыре городских маршрута:
№ 5 «Телецентр – Мясокомбинат»;
№ 7 «Райбольница – ул. Дружбы – Мебельный комбинат»;
№ 13 «Райбольница – Льнозавод»;
№ 13 Б «Льнозавод – Льнокомбинат».
«В результате проведенного комиссионного обследования данных маршрутов не на всех указанных маршрутах возможен запуск автобусов большого класса. В настоящее время автобус большого класса курсирует по маршруту № 13 «Райбольница – Льнозавод» в утренние часы «пик».
Ряд предложенных маршрутов требуют выполнения дополнительных работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети для осуществления перевозок пассажиров автобусами большого класса вместимости», – сообщил в итоге представитель Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области.
Ну а пока ситуация в смысле абсурдности – уникальная, продолжается общение в стиле «разговор слепого с глухим». Подобное уже стало привычной российской действительностью: люди говорят – «есть проблема», власти отвечают – «нет проблемы, перестаньте раскачивать лодку».
Ирина Амелина