Что произойдёт, если власти ликвидируют городские и сельские поселения

Полезная справка для жителей ещё не преобразованных в округа районов Псковской области

221

Чиновники областного правительства и местные агитаторы за преобразование районов в округа умалчивают о реальных последствиях продвигаемой ими «реформы». Газета «ГражданинЪ» собрала для вас всю необходимую для понимания ситуации полезную информацию. Прочитайте и передайте всем, кого касается угроза остаться без местного самоуправления.   

Без выборов

Жители утрачивают право избирать депутатов местного самоуправления на уровне сельских и городских поселений. Орган местной власти, ответственный перед жителями, ликвидируется. Ликвидируется единственная близкая и доступная людям власть. После преобразования района в округ отменяются также прямые выборы главы района жителями.

Без денег

Ликвидируется местный бюджет (бюджет городского или сельского поселения), при этом за ликвидированной территорией не закрепляются деньги по нормативу. На уровне городского и сельских поселений после преобразования невозможно принять ни одно финансовое решение, все решения принимают только власти округа.

Без сил

Все полномочия городского и сельских поселений переходят к властям округа. Это (могут отличаться по поселениям): уход за дорогами (ремонт и строительство), водоснабжение, освещение, теплоснабжение (отопление), пожарная безопасность, обращение с отходами (бытовой мусор), благоустройство, правила землепользования и застройки (включая выдачу разрешений на строительство), кадастровые работы, создание лесничеств и лесоустройство, лесной контроль, содержание кладбищ. Как показал опыт районов, преобразованных в округа в 2023 году, администрации округов оказались не способны исполнять все полномочия, переданные от поселений: нет кадров, нет опыта.

Без справедливости

Бюджет сельского или городского поселения «прикреплён» к территории. Это небольшие деньги, но они расходуются только на территории поселения. Как их расходовать, решают местные депутаты и администрация. С предложениями по расходам бюджета могут выступать местные жители. При ликвидации бюджета поселения распределение всех расходов происходит в администрации округа. Никаких обязанностей по расходованию средств бюджета округа на конкретную территорию нет. В преобразованных районах появились территории, которым от общего «бюджетного пирога» не достается ничего. Заставить власти округа расходовать средства в интересах жителей конкретного населенного пункта невозможно.

Без оперативности

Администрации поселений имели право ежегодно до 600 тыс. руб. расходовать без проведения конкурсов, по прямым договорам. Таких расходов очень много, и они требуют немедленного исполнения. Администрации округов лимит внеконкурсных расходов, как правило, исчерпывают уже в первом квартале года, и потом обязаны проводить конкурсы по самым небольшим закупкам. В результате самые экстренные расходы не производятся месяцами: никто не хочет выходить на конкурсы с мизерными суммами. Не хватает и сотрудников для правильного документального оформления конкурсов.

Без ответственности

Все жизненно важные решения после преобразования района принимаются в районном центре. В помещениях волостных собраний и администраций будут сидеть чиновники (возможно, те же бывшие главы), у которых для решения вопросов жителей не будет уже никаких полномочий: выслушать могут, решить не могут. Все они станут подчиненными главы администрации округа и ни в чем не смогут его ослушаться.

Без доступности

Никаких изменений в транспортной схеме обслуживания жителей не произойдет. Ни один новый автобусный маршрут для того, чтобы люди могли за решением своего вопроса приехать в районный (окружной) центр и обратно в течение одного рабочего дня, не будет создано, добираться в районный центр люди будут за свой счёт.

Без помощи

Как показывает опыт, администрации сельских поселений за рамками своих полномочий проводят большую социальную работу в интересах местных жителей, в первую очередь старшего возраста: помощь в заготовке дров и обработке земельного участка, мелких ремонтных работах, покупке необходимых товаров, помощи по быту, особенно в зимнее время. Для этого иногда возможно использовать скромные средства местного бюджета и личные возможности сотрудников администрации и привлекаемых ими для выполнения работ предпринимателей. Делать эту незаметную со стороны работу после ликвидации поселений будет некому.

Без жизни

Опыт реорганизации сельских поселений в Псковской области показывает: вслед за ликвидацией центра местной власти в бывшем волостном центре постепенно ликвидируются школа (если она осталась к этому времени), фельдшерско-акушерский пункт или офис врача общей практики, аптечный пункт, сельский дом культуры или клуб, библиотека. Там, где некому представлять интересы людей, вышестоящие власти без какого-либо сопротивления ликвидируют все ключевые объекты социальной инфраструктуры, резко ухудшая условия жизни людей. Это приводит к ускоренному угасанию запустению территорий и отъезду людей в более крупные населенные пункты.

Без разума

Федеральный закон о преобразовании всех городских и сельских поселений, разработанный в 2022 году, до сих пор не принят Государственной Думой, так как к нему поступило большое число возражений со всей страны. Но власти Псковской области, несмотря на отсутствие обязанности ликвидировать местное самоуправление на уровне поселений, разрушают его, выступая не только против интересов жителей, но и не учитывая позицию федеральных органов власти.

* * *

Ни на один из этих аргументов у инициаторов ликвидации сельского самоуправления ответов нет.