Социально-экономические реформы 1990-х годов разрушили сложившуюся в советский период систему сельского хозяйства, но не привели к новому укладу экономики села.

Большинство колхозов и совхозов не смогли преодолеть стихийное вхождение в рынок, а государственной программы адаптации к новым условиям работы не было. Советские хозяйства либо обанкротились, либо перешли к новым собственникам, которые в большинстве своем не знали, что делать в новой экономической реальности.

Выделение земельных паев членам колхозов и совхозов не привело к образованию нового класса сельских производителей, так как люди не обладали для этого финансами, техникой, другими средствами производства.

Всё это привело к быстрому запустению сельскохозяйственных земель и форсированному оттоку людей из села в города, снижению доходов сельских жителей.

Кроме того, это открыло дорогу для многочисленных аферистов, которые, пользуясь незнанием законов и непониманием последствий действий у многих сельских жителей, обманом стали скупать земли за бесценок с целью перепродажи.

Была разрушена система закупа сельскохозяйственной продукции у сельских производителей, что привело к падению производства не только в крестьянских (фермерских) хозяйствах, но и в личных подсобных хозяйствах, значительная часть которых стала ограничиваться производством продукции только для личного потребления. Главным оптовым торговым оператором на селе стали перекупщики.

Падение собственного сельского производства освободило рынок для импортных продуктов. Это, в свою очередь, повысило конкуренцию за покупателя для слабеющих российских производителей, при этом зарубежная продукция производилась в более комфортных экономических условиях, при системной государственной поддержке, что приводит к снижению цены.

В XXI веке получившее дополнительные доходы от продажи углеводородов государство стало принимать программы развития агропромышленного комплекса, направленные на развитие исключительно крупных производств. В их интересах было изменено земельное и налоговое законодательство.

По существу эти производства являются не сельскохозяйственными, а промышленными. Они не приводят к защите сельского образа жизни и развитию сельских территорий. Собственники этих хозяйств (инвесторы) заинтересованы в освоении крупных государственных субсидий, ставших основным источником пополнения оборотных средств. Банки отдают предпочтение кредитованию особо крупных производств, пользующихся государственной поддержкой, так как обслуживание этих кредитов осуществляют федеральный и региональные бюджеты.

Система производства на таких предприятиях часто основана на применении недобросовестных стимулирующих технологий, искусственно ускоряющих процесс производства продукции, что приводит к снижения её качества и даже производству продукции, угрожающей здоровью людей.

Система государственного субсидирования крупных агропроизводств высоко коррумпирована и привела к сращиванию чиновников и собственников.

В результате на селе исчезает класс сельских собственников, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции на собственной земле. Объем государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств составляет несколько процентов от объема поддержки крупных производств.

Сельские жители на этих производствах являются только наемными работниками, при этом большую часть рабочей силы владельцы крупных производств привлекают не из села, а из городов и в большом числе случаев иностранных государств.

В развитии сельской территории такие собственники не заинтересованы. Мегапроизводства, в первую очередь в животноводстве, изначально несут высокие экологические риски, при этом собственники минимизируют затраты на очистные сооружения и переработку отходов.

Государственные программы поддержки промышленного свиноводства привели к планомерному уничтожению разведения свиней в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, что подорвало экономическую основу домашних хозяйств.

Чрезвычайно пагубной стала практика монополизации земель, когда законодательство допускает концентрацию более половины земельных участков на территории муниципалитета в руках одного собственника, прекращая его в монополиста.

Абсолютное большинство государственных программ поддержки агропромышленного комплекса не решают главную задачу сельского развития: создание класса сельских собственников из числа местных жителей, развитие сельскохозяйственного производства в естественных масштабах, соответствующих потенциалу территории, сохраняющих природные ресурсы и условия для экологически безопасного проживания людей.

Только это позволит сформировать сельский уклад жизни, приведет к возрождению российского села.

Ключевыми задачами для достижения этой цели являются:

1) принятие государственной программы развития сельских территорий, приоритетом которой будет защита прав местных жителей, собственников земли;

2) принятие государственной программы бесплатного выделения земли для ведения хозяйства и жилищного строительства для всех, кто готов организовать сельскохозяйственное производство;

3) введение ограничений в Земельный кодекс РФ, ограничивающих создание земельных монополий; ограничение площади одного землевладения в пределах одного муниципального района максимальным размером, равным не более чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий на данной территории;

4) поддержка научно-исследовательских институтов, обеспечивающих развитие научных основ сельскохозяйственного производства; формирование системы научного и информационно-аналитического обеспечения сельскохозяйственного производства, включающего многопрофильные зональные научные и научно-производственные центры и консалтинговые компании, работающие в том числе на принципах частно-государственного партнёрства. Приоритетами этой системы должны быть: селекционная работа, семеноводство, технологическое перевооружение, проектирование и научное сопровождение новых адаптивных систем земледелия и животноводства, агроэкологический мониторинг;

5) восстановление системы отраслевого высшего и среднего профессионального образования для обеспечения агропромышленного производства кадрами; предоставление права преимущественного поступления в профильные высшие учебные заведения на профильные специальности детей членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) долгосрочное (свыше 10 лет) беззалоговое низкопроцентное кредитование сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;

7) перевод государственных программ развития сельского хозяйства на единую форму государственной поддержки: несвязанную погектарную поддержку (она должна рассчитываться в зависимости от региона страны с поправочным коэффициентом, учитывающим почвенно-климатические и  агромелиоративные условия, состояние производств, удаленность от рынков сбыта, демографическую ситуацию); это будет способствовать решению задачи вовлечения земли в сельскохозяйственный оборот и ликвидации коррупции в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства;

8) создание кооперативной системы закупа сельскохозяйственной продукции у производителей; формирование продовольственной биржи; строительство и оснащение логистических центров приёма, первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

9) установление льготного налогообложения используемого в целях сельскохозяйственного производства имущества, в том числе зданий, сооружений, транспорта и техники; отмена требования обязательного оснащения тахографами автомобилей грузоподъемностью до 12 тонн, принадлежащих сельхозпроизводителям;

10) создание государственной программы воссоздания сельского производства через строительство за счет бюджета и передачу в безвозмездную аренду малых сельскохозяйственных производств, с условием передачи в собственность при условии добросовестного хозяйствования в течение 10 лет;

11) развитие системы грантов для становления крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе семейных;

12) формирование законодательных ограничений численности скота на одной ферме на одной территории с целью поддержания экологических стандартов производства;

13) с целью развития рынка труда снизить налоговую нагрузку на крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы: понизить социальные налоги и установить пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие государственные внебюджетные фонды;

14) принять государственные программы оздоровления поголовья скота и программы обновления парка сельскохозяйственной техники, позволяющие произвести модернизацию производства;

15) снизить установленные законодательством РФ административные барьеры для деятельности малых форм хозяйствования на селе, ликвидировать произвол по отношению к сельхозпроизводителям со стороны Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора и установить пределы их вмешательства в производственный процесс;

16) законодательно установить принцип безвозмездного и полного (в соответствии с региональными нормативами) обеспечения земельными ресурсами крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

17) обязать собственников земель сельскохозяйственного назначения — юридических лиц, вне зависимости от организационно-правовой формы, раскрывать информацию о бенефициарах (учредителях, акционерах и т. д.);

18) ввести прогрессивный земельный налог на неиспользуемые земли;

19) разработать порядок оформления земель сельскохозяйственного назначения по принципу «одного окна» и в срок не более трех месяцев со дня подачи заявления;

20) разрешить строительство жилых домов крестьянским (фермерским) хозяйствам для членов КФХ на землях сельскохозяйственного назначения, находящимся в их собственности;

21) сохранить в законодательстве РФ категорию земель сельскохозяйственного назначения;

22) осуществить за счет средств бюджета всеобъемлющий кадастр сельскохозяйственных земель, отвечающий современным требованиям геореференсирования и землеоценки, а также сформировать эффективную систему комплексного мониторинга и оценки сельскохозяйственных земель;

23) принять государственную программу поддержки сельскохозяйственных потребительских, снабженческих, сбытовых, перерабатывающих кооперативов; сети сельскохозяйственных кооперативных рынков;

24) разработать систему государственного страхования посевов сельскохозяйственных культур на случай гибели урожая в результате природных стихийных бедствий;

25) поддерживать за счет средств бюджета создание инфраструктуры сельских территорий: автомобильных дорог, энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения;

26) согласовать экономические и социальные программы развития сельских территорий, связать политику экономической поддержки села с программой защиты сельских организаций здравоохранения, сельских школ, детских садов, домов культуры, библиотек;

27) разработать государственную программу закрепления молодежи на селе через предоставление льгот семейным формам сельскохозяйственной деятельности;

28) стимулировать деторождение на селе путём увеличения установленных выплат по рождению первого и последующих детей, а также ежемесячных пособий до уровня социальных норм потребления матери и ребёнка.

Эти неотложные действия, начиная с приведения в разумный порядок федерального и регионального законодательства, приведут к возрождению российского села.

Без устойчивого развития села невозможно полноценное развитие России и её регионов.

Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО», 2016 год.