Корреспондент газеты «ГражданинЪ» описал ситуацию с отключениями света в Псковской области с начала 2025 года, поговорил с электриками, жителями деревень, где постоянно гаснет свет, и с источником, близким к «Россетям». Выводы оказались неутешительными: энергетикам не хватает кадров, электросетевое оборудование устарело, опоры могут падать, а генераторы взрываться. Еще и денег на модернизацию нет. Подробнее обо всем в нашем материале.
Отключения света, наряду с другими коммунальными проблемами, стали едва ли не еженедельным ритуалом для жителей районов Псковской области. Зажигаются свечи, выбрасываются испорченные продукты из холодильника, подключается генератор (если есть генератор) и отправляется письмо электросетевым вседержителям – «Россетям» (если есть связь).
В начале 2025 года циклон Чарли лишил электричества более 19 000 жителей региона, некоторые деревни оставались без света почти неделю. Видеосюжет «Это набедокурил Чарли» от «Эха Псковы» смотрите по ссылке.
С конца мая 2025 года погодные условия спровоцировали массовые отключения:
- 24 мая грозовой фронт оставил без света более 100 населенных пунктов Себежского района;
- 20 июня на сетях в Гдовском районе произошла авария, из-за чего без электроэнергии остались Гдов, Смуравьево-2, соседние деревни и поселки;
- 29 июня из-за ветра в Гдовском, Плюсском, Локнянском, Новоржевском, Стругокрасненском, Псковском и Опочецком районах зафиксировали массовые отключения (более двух тысяч человек остались без света);
- 30 июня полностью обесточенным оказался Красногородск и большая честь сельской местности;
- на 1 июля бороться с отключениями псковским электрикам помогают бригады из Карелии, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Новгородской, Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей;
- 5 июля непогода снова лишила электричества около двух тысяч человек;
- 12 июля более 3,5 тысяч человек остались без света в Пыталовском районе;
- 1 августа больше 12 тысяч человек остались без электричества из-за дождей.

«Отключения в Псковской области связаны в основном с устаревшими линиями и плохим обслуживанием. Я бы обратил внимание на Палкинский и южные районы Псковской области. Если близ Великих Лук еще что-то делается, то в Невеле или Себеже беда», – об этом нам рассказал главный энергетик ООО «Бюро торговли и строительства», гендиректор ООО «Мир Вольта», преподаватель электроники в ПсковГУ Евгений Шилин.

«Люди сидят без электричества еще из-за того, что у нас нехватка ремонтных бригад.

Понятно, что поменять полностью сети – это задача титаническая, это сделать очень тяжело. Конечно, чтобы улучшить ситуацию надо увеличить количество людей, количество техники. Техника “Псковэнерго” имеет обновленные грузовички, это приятно, это радует глаз, но этого мало. Нужно потихоньку начинать увеличивать штат и пополнять складской запас. Три года назад я общался с представителями “Псковэнерго” и они сказали, что склады пустые, потому что Москва запретила на складах хранить любые материалы и запчасти.

Это кошмар: сначала закупать, потом ждать и только потом использовать. То есть нужен нам сейчас кусок провода, ну что, мы его заказывать в магазине будем? Это же пройдет два-три дня, когда он приедет и люди будут сидеть без света.
К сожалению, сами граждане никак не могут повлиять на улучшение ситуации. Ну как можно повлиять на монополиста? Это было бы реально, если бы энергетика находилась под полным контролем государства, но такого не будет никогда», – заверил энергетик.
Житель деревни Подборовье Гдовского района рассказал, что электричество постоянно отключается уже около 10 лет:
«Чуть подул ветер или началась гроза – жди отключения. Если снег пошел, то, не дай бог, мокрый – тоже отключения. По частоте ничего не меняется, а вот длительность стала явно больше.
Я сейчас проживаю второе длительное отключение света.
Первое было, когда накрыло большую часть Псковской области. Без электричества тогда сидели шесть дней. «Россети» на буханке с бензином появились на четвертый день. Привезли три генератора и бензина: по 20 литров на дом. Тогда всем не хватило, но они возят столько бензина, сколько им дадут. На пятый день привезли еще по 20 литров. На шестой не было никого.


В этот раз появились на третий день отключений, тоже привезли два генератора и по 20 литров тем, кто был в деревне. На пятый день еще по 20 литров. Итого, расчет такой, что на два дня одному дому выделяют 20 литров, и то только на третий день после отключения. Замечу, что 20 литров хватает на 5-7 часов работы генератора.
Кроме того, в начале мая у нас отгорела первая фаза в щитке на столбе трехфазной подачи энергии. То есть в доме не работали розетки и приборы, запитанные на первую фазу. После подачи заявки бригада не приезжала месяц».
Жительница деревни Заянье Плюсского района рассказала, что масштабные отключения начались примерно с 2019 года:
«Тогда было первое письменное обращение властям от деревень Заянщины. Отключения тогда были связаны не столько с погодой, сколько ветхостью электрощитков. Их надо было менять, они не выдерживали нагрузку. Тогда люди в новогодние праздники неделю сидели без света.


Меня особенно поразило, что больше недели никто не приходил на помощь. У меня юридическое образование и мы с еще одним юристом составили обращение.
После этого обращения никаких решений не было принято, может только реагировать стали быстрее, но ситуация стала все больше ухудшаться.
На тот момент еще не было такой проблемы, чтобы деревья падали косяками на провода.
Никто же ничего не делал и за шесть лет, все подстанции пришли в негодность, стали падать опоры, например, в деревне Горка недавно упали две железобетонные опоры, которые стояли у речки. Где-то падает дерево на провода, грунт под опорой расплывается. Опоры никто не проверял и они упали. Когда электрики приехали, то они не ставили их заново, они просто связали провода, чтоб не висели. Кулибинская история.

А у нас там речек, вдоль которых тянутся сети – миллион.
Еще одна острая проблема – падение напряжения. Во многих населенных пунктах, в т.ч в Горке, в Детково падает напряжение и горит техника. Надо 220 вольт в розетке, а у них 130.
Вот приезжают дачники, надо, например, включить стиральную машинку или бойлер, а рубильник на щитке вырубается. Ну так они поделились по домам и сами дежурят у рубильника: по 25 раз в день ходят и сами включают его. На самом деле, это их ошибка: если бы электрики сами приезжали по вызову и 25 раз в день включали рубильник, то может что-то бы у них и починили.
Если нет света, то понятно, что еду хранить невозможно. Погреб не спасет. Хорошо, если есть магазинчик. Приезжаешь за продуктами и покупаешь маленькими партиями, а вот старики вообще живут на сухом пайке: у многих нет газовых плит и стоят электрические. Они просто каждый день ходят в магазин и живут на колбасе с хлебом.
У многих нет бензогенераторов, пенсионеры – далеко не здоровые люди, им тяжело возить бензин. У кого генераторы есть, тем “Россети” компенсируют бензин – 10 литров в сутки. Слышала, что положено 20 литров на сутки, но официальную информацию не знаю. Писала в “Россети”, но там мне не ответили. При этом, если в сутках включили свет хотя бы на час, то все, компенсации нет.

В ситуации, когда отключается связь – вообще беда. Как ты передашь информацию, что света нет? Идешь к соседу, если у него есть связь, то сообщаешь ему или едешь сам в Ляды передавать информацию. Все по сарафанному радио. Выезжают за пределы Заянщины в Псков, как только появляется связь, передают информацию в ЕДДС.
Чтобы все эти проблемы решить нужны просто деньги. Проблема не в электриках, а в нехватке финансирования».

Инженер-электрик Андрей Вихман, который живет в Невеле, рассказал корреспонденту «Гражданина» о ситуации со светом в своем районе:
«У нас за все время не было заменено и километра канализационных труб или труб водоснабжения. С электричеством положение аналогичное: крайняя крайность. Сколько населенных пунктов отключаются просто из-за ветра потому, что кабеля уже устали. Они же достались нам в основном с советских времен. Еще сколько-то воздушных сетей поменяли, согласен, но не могу сказать сколько. Великолукский мясокомбинат себе, например, протянул новые линии, прицепившись к старым сетям, но они же не идут к населенным пунктам. А населенные пункты как были со старыми сетями, так и остались.

Во время отключений доходило до маразма: бабушка звонит в два часа ночи, говорит, что пропал свет. Выезжает два монтажника, а на подстанции выбило предохранитель. Если бы раньше они открыли щиток, предохранитель бы поменяли и уехали, то сейчас они по регламенту не могут это сделать. В итоге монтажники звонят диспетчеру, поднимают того мастера, кто отвечает за обслуживание этой подстанции, он приезжает на базу, а эти ребята возвращаются, берут мастера, опять едут в деревню и только потом мастер меняет предохранитель.

Кого-то посокращали, кто-то уволился, работать некому. У газовиков тоже бригады толком нет, у них там зарплата 40 тысяч, а на мясокомбинате 75, так тебя еще и покормят три раза в день. Понятно же, что смысла на 40 тысячах сидеть нет.
У нас просто нет людей, я не говорю уже о специалистах».
Наша редакция направила официальный запрос в «Россети», чтобы выяснить: почему происходят отключения, сколько в среднем уходит на обработку одной заявки, как быть, если нет связи и оставить заявку на подключение невозможно, насколько критична нехватка кадров и другие, но ответ пока не пришел.
«В основном отключения происходят на сетях 10 кВ и ниже, то есть чаще всего распределительные сети по 0,4 кВ в населенных пунктах», – поделился анонимный собеседник «Гражданина», приближенный к «Россетям».
По его словам, на аварийность влияет три основных фактора:
«Во-первых, узкие просеки. Есть охранная зона воздушных линий, а есть просека. Охранная зона всегда чуть шире, чем просека. В частности, на линиях 10 кВ, которые обычно массово отключаются из-за природных условий, например, налипания снега или ветра. Охранная зона для воздушных линий – это 20 метров: по 10 в каждую сторону от крайнего провода, а просека – 4 метра от каждого провода. То есть законодательство ограничивает безопасность воздушных линий. Представьте дерево, которое стоит на границе охранной зоны – поэтому его не спиливают. Но высота у этого дерева 15-20 метров. Оно с лихвой перекрывает всю охранную зону и может упасть, перекрывая все три фазы провода на линии 10 кВ. Если провода прочные, например, используется самонесущий изолированный провод, то повреждается и опора.
Наши местности труднодоступные: при плановой экономике в СССР они размещались вдали от дорог для электроснабжения сельскохозяйственных объектов. Есть такие длинные линии по 80 км, которые идут через леса, поля, а это сложно для обслуживания. Особенно их часто можно встретить в районах, которые граничат с другими странами. Законодательство ограничивает просеку, вот, например, линии 35-110 кВ (Основные сети, по которым осуществляется электроснабжение крупных потребителей электрической энергии. – Прим.ред) у них с шириной просеки лучше, потому что законодательство изменено и по ним почти не было отключений. Если отключаются линии 35-110 кВ, то это обычно приводит к погашению городов, районов, а то и нескольких районов сразу.

Второй момент – старое оборудование. Выключатели и распредустройства остались с 70-х годов. У них сейчас идет небольшое обновление из-за того, что “Россети” стали более государственной компанией. А, так как раньше это все-таки была структура, ориентированная на коммерцию, то вкладываться в районы, где нет населения, то есть потребителей электроэнергии, не было смысла.
Оборудование, которое стоит в отдаленных деревнях уже пережило несколько сроков эксплуатации. Его, конечно, парни из службы подстанций постоянно ремонтируют, что-то придумывают, например, есть цифровая трансформация, из-за которой дистанционное управление стало лучше, но в любом случае у оборудования устарела механическая часть.
Третий момент – экономические параметры региона. У нас распределенная сеть и незагруженная область. На линиях всего по два-три человека, что приводит к большим потерям в сетях.
Раньше “Россети” были заточены под то, чтобы создавать иллюзию надежности. Грубо говоря, сверху ставилась задача, чтобы люди не вносили данные в “Минэнерго” об аварийности и эксплуатационных возможностях оборудования – “у нас как бы все хорошо, работает и так”. Информация была искаженная. После развития интернета и появления контактных центров начали всплывать аварийные отключения, их уже нельзя было скрыть.
В связи с этим началась ревизия всего: оказалось, что у государства было около 50% акций “Россетей”, а остальное принадлежало частным инвесторам и инвестиционным фондам, которые базировались в США, Европе и т.д. Совет директоров состоял из иностранных топ-менеджеров, целью которых было обоснование надежности сетей и получение дивидендов. Соответственно выводились огромные деньги, которые могли пойти на модернизацию сетей и сохранение персонала. Рост зарплаты в “Россетях” не такой хороший и компания “обескровилась”: сейчас почти везде недостаток кадров.
После вскрытия проблем акции “Россетей” начали падать, особенно это усугубилось на фоне специальной военной операции: беспилотники поражают дорогостоящую инфраструктуру, автотрансформаторы, высоковольтные линии.
Акции “Россетей” сейчас на историческом минимуме (на момент написания текста – 6,2 копейки за акцию. В 2020 году акции стоили на пике по 22 копейки (падение стоимости на 70%). – Прим.ред).
В 2021 году правительство принимает решение о запрете выплаты дивидендов, а потом экономические показатели “Россетей” были полностью скрыты. Не было счастья, да несчастье помогло. Сейчас у государства контрольный пакет, примерно 75%.
В данный момент мы имеем последствия всего этого: нехватка кадров, старое оборудование и несовершенные законы. Сейчас нужны локальные нормативные акты, которые бы как-то меняли подход к тем же просекам, помогали привлекать инвесторов, рабочих и т.д.».
На последней встрече с губернатором Михаилом Ведерниковым, директор регионального филиала «Россети Северо-Запад» Максим Долголёв рассказал о работах по модернизации сетей, на которые предусмотрено почти 3,5 млрд рублей. Он заявил, что в ближайшие два года запланирована реконструкция восьми линий электропередачи протяженностью более 140 км.

Максим Долголёв также отметил, что сейчас расчищено более 400 гектаров трасс воздушных линий, планируемый объем на 2025 год – 6,7 тысяч гектаров. Уже отремонтировано более 115 км линий, а всего планируют обновить более 260 км.
«Россети» также планируют заменить в регионе около 3000 изоляторов, 440 опор и отремонтировать около 1000 трансформаторов, выключателей, трансформаторных подстанций.
Ситуация с отключениями электричества в Псковской области критическая: согласно постановлению правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых источников питания, 24 часа – при наличии одного источника питания. За каждый час превышения нормы размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за расчетный период.
Аналогичное снижение коммунальной платы должно быть и за каждый час подачи электричества, напряжение или частота которого не соответствует норме.
Таким образом, в той же деревне Котеницы Гдовского района, которая оставалась без света восемь дней (на момент 7 августа), и куда не смогли привезти генераторы из-за размытых дорог, за электричество гражданин должен заплатить на 25% меньше.
В ближайшие годы Псковской области придется пережить не одно отключение света, даже учитывая планы «Россетей» отремонтировать 140 км линий электропередачи до 2027 года. Этого недостаточно, чтобы покрыть все проблемные участки (согласно характеристике на 2021 год, электросети в Псковской области занимают более 55 400 км. Из этой характеристики также следует, что, по сравнению с 2020 годом самостоятельная выработка регионом электрической энергии снизилась на 13,27%.).
Несмотря на пессимистичные прогнозы в последнее время электрики действительно стали оперативнее реагировать на отключения. Страницы «Россетей» в социальных сетях регулярно публикуют ролики, где энергетики героически прорываются через болота и леса, чтобы вернуть в дома псковичей тепло и уют.
Прошли времена, когда можно было просто подождать и потухшая лампочка снова загорится. Теперь жителям надо брать себя в руки и добиваться привычных благ цивилизации через бесконечные обращения и заявки в разные ведомства, помогать ближним и не оставаться в стороне, когда в вашем населенном пункте третий день нет света.
На всякий случай напомним, что сообщить о нарушениях электроснабжения можно по единому круглосуточному бесплатному телефону 8-800-220-0-220 (короткий номер для мобильных телефонов — 220).
Пусть у вас всегда будет свет.
Даниил МАРИНОВ































